Понтий Пилат — покидает безвременье, отправляется в волшебный город, символизирующий рай.
«Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.»
— Глава 32
— Глава 32
Мастер и Маргарита — умирают, выпив отравленного вина, и обретает вечный покой в загробной жизни.
«Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, непосредственно после полуночной луны.»
— Глава 32
— Глава 32
Воланд — проводив Мастера и Маргариту к «вечному дому», исчезает.
«Тогда черный Воланд, не разбирая никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его свита. Ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали и черные кони.»
— Глава 32
— Глава 32
Фагот (Коровьев) — в своём настоящем облике рыцаря с мрачным лицом исчезает вместе с Воландом.
«На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.»
— Глава 32
— Глава 32
Азазелло — в своём настоящем облике демона безводной пустыни исчезает вместе с Воландом.
«Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.»
— Глава 32
— Глава 32
Кот-Бегемот — в своём настоящем облике демона-пажа исчезает вместе с Воландом.
«Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире.»
— Глава 32
— Глава 32
Гелла — о дальнейшей судьбе ведьмы ничего не известно. В сцене последнего полета она отсутствует.
Дальнейшая судьба героев московских глав
Михаил Александрович Берлиоз — председатель МАССОЛИТа погибает под колёсами трамвая. Душа Берлиоза уходит в небытие, а череп его становится чашей, который наполняют кровью барона Майгеля.
«Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие.»
— Глава 23
— Глава 23
Иван Бездомный (Иван Николаевич Понырев) — прекращает поэтическую деятельность, становится профессором Института истории и философии. Он считает, что стал жертвой преступных гипнотизеров, но вылечился. Однако, в полнолуние он делается беспокойным — ему снятся Пилат, Иешуа, Мастер и Маргарита.
«Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.»
— Эпилог
— Эпилог
Иван Савельевич Варенуха — администратор театра продолжает работу в Варьете, но как и обещал Воланду, становится вежливым и отзывчивым.
«Он ушел и никогда больше не встречался с Варенухой, приобревшим всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральных администраторов, отзывчивость и вежливость. Контрамарочники, например, его иначе не называли, как отец-благодетель. В какое бы время кто бы ни позвонил в Варьете, всегда слышался в трубке мягкий, но грустный голос: „Я вас слушаю“, — а на просьбу позвать к телефону Варенуху, тот же голос поспешно отвечал: „Я к вашим услугам“. Но зато и страдал же Иван Савельевич от своей вежливости!»
— Эпилог
— Эпилог
Григорий Данилович Римский — финдиректор попадает в лечебницу, а после на курорт. После выздоровления увольняется из «Варьете» и поступает в театр кукол в Замоскворечье.
«После клиники и Кисловодска старенький-престаренький, с трясущейся головой, финдиректор подал заявление об уходе из Варьете. Интересно, что это заявление привезла в Варьете супруга Римского. Сам Григорий Данилович не нашел в себе силы даже днем побывать в том здании, где видел он залитое луной треснувшее стекло в окне и длинную руку, пробирающуюся к нижней задвижке.
Уволившись из Варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье. В этом театре ему уже не пришлось сталкиваться по делам акустики с почтеннейшим Аркадием Аполлоновичем Семплеяровым.»
— Эпилог
Уволившись из Варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье. В этом театре ему уже не пришлось сталкиваться по делам акустики с почтеннейшим Аркадием Аполлоновичем Семплеяровым.»
— Эпилог
Степан Богданович Лиходеев — после выхода из клиники был направлен в Ростов, где получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином.
«Степе Лиходееву больше не приходится разговаривать по телефону в Варьете. Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином. Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин.»
— Эпилог
— Эпилог
Аркадий Аполлонович Семплеяров — председатель акустической комиссии, после скандала с изменами был переведен в Брянск, на должность заведующего грибнозаготовочным пунктом.
«Того в два счета перебросили в Брянск и назначили заведующим грибнозаготовочным пунктом. Едят теперь Москвичи соленые рыжики и маринованные белые и не нахвалятся ими и до чрезвычайности радуются этой переброске.»
— Эпилог
— Эпилог
Жорж Бенгальский — после того как конферансье оторвали голову, он пролежал 4 месяца в психиатрической лечебнице перестал работать и теперь живет на сбережения.
«Осталась у него неприятная, тягостная привычка каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние, внезапно хвататься за шею, испуганно оглядываться и плакать. Припадки эти проходили, но все же при наличности их прежним делом нельзя было заниматься, и конферансье ушел на покой и начал жить на свои сбережения, которых, по его скромному подсчету, должно было хватить ему на пятнадцать лет.»
— Эпилог
— Эпилог
Никанор Иванович Босой — председатель жилищного товарищества Босой, сознается во взятничестве, но утверждает, что брал только рубли, которые позже превратились в доллары. Его признают сумасшедшим и отправляет его в клинику Стравинского. После лечения Босой возненавидел все, что связанно с театром и актерами.
«К числу лиц, порвавших с театром, помимо Аркадия Аполлоновича, надлежит отнести и Никанора Ивановича Босого, хоть тот и не был ничем связан с театрами, кроме любви к даровым билетам. Никанор Иванович не только не ходит ни в какой театр ни за деньги, ни даром, но даже меняется в лице при всяком театральном разговоре.»
— Эпилог
— Эпилог
Алоизий Могарыч — предателя написавшего донос на Мастера, помощники Воланда вышвыривают из Москвы и удаляют запись о нем в домовой книге. Но предприимчивый тот возвращается в Москву и спустя несколько месяцев становится финдиректором театра Варьете.
«Так, может быть, не было и Алоизия Могарыча? О, нет! Этот не только был, но и сейчас существует, и именно в той должности, от которой отказался Римский, то есть в должности финдиректора Варьете.»
— Эпилог
— Эпилог
Андрей Фокич Соков — буфетчик, накопивший целое состояние подсовывая клиентам некачественные продукты, как и было предсказано Коровьевым, спустя 9 месяцев Соков умирает от рака печени:
«Андрей же Фокич умер от рака печени в клинике Первого МГУ месяцев через девять после появления Воланда в Москве…»
— Эпилог
— Эпилог
Николай Иванович — сосед Маргариты превращенный в борова, стал солидным человеком, но сожалеет, что не улетел тогда с Наташей. В полнолуние теряет сон: он подолгу сидит на скамейке во дворике, и вздыхая, глядит в небо.
— Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин!
— Эпилог
— Эпилог
Наташа — верная служанка Маргариты, по собственному желанию, навсегда остаётся ведьмой. Дальнейшая судьба Наташи неизвестна.
«Тогда Наташа кинулась на шею Маргарите, звонко ее расцеловала и, победно вскрикнув, улетела в окно.»
— Глава 23
— Глава 23
Груня — домработница Лиходеева и Берлиоза была отправлена Воландом в «отпуск». Ее дальнейшая судьба неизвестна. Вероятно, она вернулась на родину в Воронеж и в Москве больше не появлялась.
«Домработницы Груни нету, и куда она девалась, никто не знает.»
— Глава 17
— Глава 17
Барон Майгель — персонаж романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. «наушник и шпион» Зрелищной комиссии проникший на бал Воланда, был убит, а его кровь оказалась в литургической чаше.
«Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду.»
— Глава 23
— Глава 23