Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»

Кот Бегемот — персонаж романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Член свиты Воланда, предстающий в образе огромного чёрного кота. Он комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью.

В конце романа Бегемот предстаёт перед читателем в своем истинном облике «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире», обречённого на вечные скитания со своим господином.

Кот Бегемот

Знаменит своими словами, сказанными чекистам (сотрудникам ОГПУ), явившимся в «нехорошую квартиру», чтобы арестовать Воланда и его свиту:

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус»
— Глава 27 «Конец квартиры № 50»

См. цитаты кота Бегемота

Происхождение имени


Бегемот (Behemoth) — мифологический зверь, упомянутый в Библии (Книга Иова 40: 15-24) — Бог демонстрирует его праведнику Иову как пример непостижимости божественного творения:

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих»
— Книга Иова 40: 15-24

В церковнославянском переводе Библии вместо слова «бегемот» использовано слово «зверь».


В средневековой демонологии Бегемот является демоном чревоугодия. Он отвечает за подачу Дьяволу еды и вина, а также развлекает песнями и музыкой. Когда Бегемот имеет дело с людьми, он создает хаос в их жизни. Он может превращаться в кошку, собаку, лису и волка.

В романе содержится намек, что кот получил такое прозвище благодаря своим огромным размерам:

«…и входит кот. Черный, здоровый, как бегемот»
— Глава 17 «Беспокойный день»

Существует и более прозаичная версия — герой получил имя собаки Булгакова, которую звали Бегемотом.

Образ


Несмотря на причастие к силам зла, Бегемот отличается удивительным обаянием, благодаря которому ему сходят с рук все его шалости. Прибыв в земной мир в облике огромного кота, он поражает жителей Москвы не только своими огромными размерами, но и совершенно «человеческим» поведением: ходит на задних лапах, разговаривает, ест человеческую пищу и даже выпивает:

«…жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.
Свет, и так слабый в спальне, и вовсе начал меркнуть в глазах Степы. „Вот как, оказывается, сходят с ума!“ — подумал он и ухватился за притолоку. "
— Глава 7 «Нехорошая квартирка»

«…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.»
— Глава 4 «Погоня»

При этом, он может менять облик на человеческий, превращаясь в низкорослого толстяка-оборванца, «с кошачьей рожей»:

«Варенуха вздрогнул, обернулся и увидел за собою какого-то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией»
— Глава 10 «Вести из Ялты»


«Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота.»
— Глава 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота»

«У меня, может быть, полный примус валюты, — запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин.»
— Глава 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота»

Кот Бегемот очень умен, хитер и красноречив — даже сам дьявол играет с ним в шахматы:

«Кроме этих, был еще в комнате сидящий на высоком табурете перед шахматным столиком громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня.»
— Глава 22 «При свечах»

Среди прочих спутников Воланда Бегемот отличается прекрасным воспитанием, галантностью и изысканными манерами. Тем не менее Бегемот редко бывает серьезен и, по обыкновению, валяет дурака:

«Итак, — обратился к Маргарите Воланд, — рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака — кот Бегемот.»
— Глава 22 «При свечах»

«…начал было Воланд и сам себя перебил: — Нет, я видеть не могу этого шута горохового».
— Глава 22 «При свечах»

«Воланд, по своему обыкновению, находился в спальне, а где был кот — неизвестно. Но судя по грохоту кастрюль, доносившемуся из кухни, можно было допустить, что Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению.»
— Глава 27 «Конец квартиры № 50»

Бегемот комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Дискутируя с собеседником, он способен деликатно отстаивать собственную точку зрения, но в мгновение поведение героя меняется — и ещё секунду назад вежливый и тактичный кот превращается в грубого и развязного хулигана:

— Очень, очень приятно, — писклявым голосом отозвался котообразный толстяк и вдруг, развернувшись, ударил Варенуху по уху так, что кепка слетела с головы администратора и бесследно исчезла в отверстии сидения.
— Глава 10 «Вести из Ялты»

Вместе с Коровьевым, они ведут себя как словно настоящие гаеры (шуты, скоморохи). Этот образ позволяет «неразлучной парочке» шутить даже в присутствии Воланда. Они довольно остроумно наказывают подлецов и лицемеров, но никогда не трогают честных и порядочных людей:

— А отчего этот дым там, на бульваре?
— Это горит Грибоедов, — ответил Азазелло.
— Надо полагать, что это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот, побывала там?
— В этом нет никакого сомнения, мессир.
— Глава 29 «Судьба мастера и Маргариты определена»

«Очень хорошо, мессир, — ответили оба гаера и скрылись где-то за круглой центральной башней»
— Глава 29 «Судьба мастера и Маргариты определена»


Истинный облик


Покидая Землю в конце романа, Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, предстаёт перед читателем в своем истинном облике. Он превращается печального пажа (первая ступень к посвящению дворянина в рыцари), обречённого на вечные скитания со своим господином:

«Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.»
— Глава 32 «Прощение и вечный приют»

Кот Бегемот
Кот Бегемот
Иллюстратор: А.Э. Луказик-Фиш


Характеристика


Кот Бегемот ведёт себя в точности как человек: ходит на задних лапах, разговаривает, ест при помощи столовых приборов:

«Потеряв одного из преследуемых, Иван сосредоточил свое внимание на коте и видел, как этот странный кот подошел к подножке моторного вагона „А“, стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно.»
— Глава 4 «Погоня»

«Кот же шевельнулся, спрыгнул со стула, стал на задние лапы, подбоченился, раскрыл пасть и сказал:
— Ну, я дал телеграмму! Дальше что?
У Максимилиана Андреевича сразу закружилась голова, руки и ноги отнялись, он уронил чемодан и сел на стул напротив кота.
— Я, кажется, русским языком спрашиваю, — сурово сказал кот, — дальше что?»
— Глава 18 «Неудачливые визитеры»

Он является очень большим для кота, но гораздо меньше человека. Так, он успешно запрыгивает на люстру во время перестрелки, а во время бала трется у ног Маргариты:

«У левой ноги она чувствовала что-то теплое и мохнатое. Это был Бегемот.»
— Глава 23 «Великий бал у сатаны»

При этом, все считают его хоть странным, но все-таки котом. Мастер является первым персонажем романа озвучившим мысль, что Бегемот не является котом в полном смысле:

«Мне кажется почему-то, что вы не очень-то кот…»
— Глава 24 «Извлечение мастера»

Бегемот и сам настолько входит в роль кота, что начинает заступаться за своих «сородичей»:

«Кот древнее и неприкосновенное животное»
— Глава 27 «Конец квартиры № 50»

«Шипение разъяренной кошки послышалось в комнате, и Маргарита, завывая:
— Знай ведьму, знай! — вцепилась в лицо Алоизия Могарыча ногтями.
Произошло смятение.
— Что ты делаешь? — страдальчески прокричал мастер, — Марго, не позорь себя!
— Протестую, это не позор, — орал кот.»
— Глава 24 «Извлечение мастера»

Ему льстит, что Мастер относится к нему с уважением, а не просто как к говорящему коту:

— А простите… это ты… это вы… — он сбился, не зная, как обращаться к коту, на «ты» или на «вы», — вы — тот самый кот, что садились в трамвай?
— Я, — подтвердил польщенный кот и добавил: — Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
— Глава 24 «Извлечение мастера»

Бегемот очень ценит свободную жизнь и по этой причине не заводит семью:

«Ах, мессир, моя жена, если б только она у меня была, двадцать раз рисковала остаться вдовой! Но, к счастью, мессир, я не женат, и скажу вам прямо — счастлив, что не женат. Ах, мессир, можно ли променять холостую свободу на тягостное ярмо! »
— Глава 29 «Судьба мастера и Маргариты определена»

Бегемот на редкость обаятелен и способен быстро втереться в доверие:

«Трудный народ эти женщины! — он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, — зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…»
— Глава 19 «Маргарита»

Он весьма умен и красноречив, но его речи редко бывают серьезными:

«Что рубить дрова, — подхватил словоохотливый кот, — я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.»
— Глава 23 «Великий бал у сатаны»


— Опять началась какая-то чушь, — заметил Воланд.
— Слушаю и продолжаю, — ответил кот, — да-с, вот ландшафтик.
— Глава 29 «Судьба мастера и Маргариты определена»

Воланд называет запутанные речи Бегемота пустой болтовней, что нисколько не обижает кота, а напротив, дает лишний повод поразглагольствовать:

— Ах, мошенник, мошенник, — качая головой, говорил Воланд, — каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. Садись немедленно и прекрати эту словесную пачкотню.
— Я сяду, — ответил кот, садясь, — но возражу относительно последнего. Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель.
— Глава 22 «При свечах»

Ради красного словца Бегемот очень любит приврать, но обижается когда его уличают во лжи:

— Враки, как и всегда, — ворчал Азазелло, косясь на Бегемота
— Мне послышалось, — ответил кот.
— Глава 22 «При свечах»

— Вы полагаете? Тогда прошу послушать, — отозвался кот и, жмурясь от удовольствия, рассказал о том, как однажды он скитался в течение девятнадцати дней в пустыне и единственно, чем питался, это мясом убитого им тигра. Все с интересом прослушали это занимательное повествование, а когда Бегемот кончил его, все хором воскликнули:
— Вранье!
— И интереснее всего в этом вранье то, — сказал Воланд, — что оно — вранье от первого до последнего слова.
— Ах так? Вранье? — воскликнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал: — История рассудит нас.
— Глава 24 «Извлечение мастера»

Из-за несерьезности Бегемота никто точно не может понять, когда он врет, а когда нет. Так он заявляет, что стреляет лучше Азазелло, и собирается продемонстрировать это, но вместо цели попадает в палец Гелле. Воланд подозревает, что кот сделал это специально, так как на самом деле он отличный стрелок:

— Берусь перекрыть рекорд с семеркой.
Азазелло в ответ на это что-то прорычал. Но кот был упорен и потребовал не один, а два револьвера. Азазелло вынул второй револьвер из второго заднего кармана брюк и вместе с первым, презрительно кривя рот, протянул их хвастуну. Наметили два очка на семерке. Кот долго приготовлялся, отвернувшись от подушки. Маргарита сидела, заткнув пальцами уши, и глядела на сову, дремавшую на каминной полке. Кот выстрелил из обоих револьверов, после чего сейчас же взвизгнула Гелла, убитая сова упала с камина и разбитые часы остановились. Гелла, у которой одна рука была окровавлена, с воем вцепилась в шерсть коту, а он ей в ответ в волосы, и они, свившись в клубок, покатились по полу. Один из бокалов упал со стола и разбился.
— Оттащите от меня взбесившуюся чертовку! — завывал кот, отбиваясь от Геллы, сидевшей на нем верхом. Дерущихся разняли. Коровьев подул на простреленный палец Геллы, и тот зажил.
— Я не могу стрелять, когда под руку говорят! — кричал Бегемот и старался приладить на место выдранный у него на спине громадный клок шерсти.
— Держу пари, — сказал Воланд, улыбаясь Маргарите, — что он проделал эту штуку нарочно. Он стреляет порядочно.
Гелла с котом помирились, и в знак этого примирения они поцеловались. Достали из-под подушки карту, проверили. Ни одно очко, кроме того, что было прострелено Азазелло, не было затронуто.
— Этого не может быть, — утверждал кот, глядя сквозь карту на свет канделябра.
— Глава 24 «Извлечение мастера»

Бегемот — наглый и самоуверенный кот:

«Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздух»
— Глава 12 «Черная магия и ее разоблачение»

«А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло!»
— Глава 17 «Беспокойный день»

А тот нахал, вообразите, развалился в кресле и говорит, улыбаясь: «А я, говорит, с вами по дельцу пришел потолковать».
— Глава 17 «Беспокойный день»

У него есть чувство собственного достоинства и принципы:

— Я ведь не регент, — с достоинством и надувшись, ответил Бегемот и неожиданно подмигнул Маргарите.
— Глава 31 «На Воробьевых горах»

«У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому.»
— Глава 24 «Извлечение мастера»

Перед балом сатаны Бегемот прихорашивается. Не имея возможности надеть праздничную одежду, он украшает себя галстуком-бабочкой, дамским биноклем. Парадный внешний вид Бегемота завершают позолоченные усы, над которыми особенно посмеивается Воланд:

«Нет, я видеть не могу этого шута горохового. Посмотрите, во что он себя превратил под кроватью.
Стоящий на задних лапах и выпачканный пылью кот тем временем раскланивался перед Маргаритой. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены.
— Ну что же это такое! — воскликнул Воланд, — зачем ты позолотил усы? И на кой-черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?
— Штаны коту не полагаются, мессир, — с большим достоинством отвечал кот, — уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? Кот в сапогах бывает только в сказках, мессир. Но видели ли вы когда-либо кого-нибудь на балу без галстуха? Я не намерен оказаться в комическом положении и рисковать тем, что меня вытолкают в шею! Каждый украшает себя, чем может. Считайте, что сказанное относится и к биноклю, мессир!
— Но усы?..
— Не понимаю, — сухо возражал кот, — почему, бреясь сегодня, Азазелло и Коровьев могли посыпать себя белой пудрой, и чем она лучше золотой? Я напудрил усы, вот и все! Другой разговор был бы, если б я побрился! Бритый кот — это действительно уж безобразие, тысячу раз согласен признать это. Но вообще, — тут голос кота обидчиво дрогнул, — я вижу, что ко мне применяют кое-какие придирки, и вижу, что передо мною стоит серьезная проблема — быть ли мне вообще на балу? Что вы скажете мне на это, мессир?
И кот от обиды так раздулся, что казалось, еще секунда, и он лопнет.»
— Глава 22 «При свечах»

Правда в таком виде он оставался не долго. В разгар бала Бегемот превратил шампанское в котором купались дамы в коньяк, и нырнув в него смыл позолоту со своих усов:

«Бегемот наколдовал чего-то у пасти Нептуна, и тотчас с шипением и грохотом волнующаяся масса шампанского ушла из бассейна, а Нептун стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета. Дамы с визгом и воплем:
— Коньяк! — кинулись от краев бассейна за колонны. Через несколько секунд бассейн был полон, и кот, трижды перевернувшись в воздухе, обрушился в колыхающийся коньяк. Вылез он, отфыркиваясь, с раскисшим галстуком, потеряв позолоту с усов и свой бинокль. Примеру Бегемота решилась последовать только одна, та самая затейница-портниха, и ее кавалер, неизвестный молодой мулат. Оба они бросились в коньяк, но тут Коровьев подхватил Маргариту под руку, и они покинули купальщиков.»
— Глава 23 «Великий бал у сатаны»

Кот Бегемот в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Кот Бегемот в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)


Проделки кота Бегемота


  1. Глава 4. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на сцепке трамвая.

  2. Глава 7. Пьёт водку, закусывая её маринованным грибом перед испуганным Лиходеевым, директором театра.

  3. Глава 10. Вместе с Азазелло избивает и крадет Варенуху в общественном нужнике

  4. Глава 12. Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева отрывает голову конферансье Бенгальского, затем «нахлабучивает» её на место

  5. Глава 17. После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.

  6. Глава 18. Отправляет Поплавскому телеграмму о смерти племянника, а затем проверяет у того документы и называет мошенником.

  7. Глава 19. Азазелло говорит, что Бегемот украл из гроба голову Берлиоза.

  8. Глава 22. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.


  9. Глава 23. Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот превращает шампанское в коньяк и купается в бассейне наполненным им.

  10. Глава 22. За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам. При этом Бегемот рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу.

  11. Глава 24. Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью «уплочено».

  12. Глава 27. В «нехорошей квартире» встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку.

  13. Глава 28. Вместе с Коровьевым он посещает валютный магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом.

В результате проделок кота Бегемота, после его исчезновения по всей стране началась охота на черных котов, которых истребляли и приносили в милицию. Согласно тексту романа, пострадало около ста животных:

«Штук сто примерно этих мирных, преданных человеку и полезных ему животных были застрелены или истреблены иными способами в разных местах страны. Десятка полтора котов, иногда в сильно изуродованном виде, были доставлены в отделения милиции в разных городах. Например, в Армавире один из ни в чем не повинных котов был приведен каким-то гражданином в милицию со связанными передними лапами.»
— Эпилог

Бегемот читает паспорт Поплавского. Иллюстрация Аркадия Площанского
Бегемот читает паспорт Поплавского.
Иллюстрация Аркадия Площанского.

Прототип


Вторая жена Булгакова Л. Е. Белозерская свидетельствовала, что прототипом Бегемота стал их домашний кот Флюшка. По утверждению литературоведа Мариэтты Чудаковой, одними из «дальних литературных предков» Бегемота может являться гофмановский кот Мурр — именно от последнего член свиты мессира унаследовал «своё забавное самодовольство».

Литературовед А. Барков высказал предположение, что «прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота» был профессиональный пианист Николай Буренин, он же член вооружённого подполья РСДРП (б) «Герман».

Памятник Булгакову и коту Бегемоту в Харькове
Памятник Булгакову и коту Бегемоту
Харьков, ул. Ольминского, 18


2024 © TheOcrat (Феократ) Quotes — мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах.
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo