После выступления Воланда Римский собирается доложить обо всем начальству, и на него нападают вампир Варенуха и ведьма Геллла. Римскому чудом удается спастись. Поседевший от страха, «старенький-престаренький» Римский бежит в Ленинград, где просит у милиции спрятать его от нечисти в бронированной камере. В итоге Римский, как и многие персонажи романа, оказывается в лечебнице для душевнобольных.
Илья Олейников в роли финдиректора Римского
в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
В сюжете романа
Григорий Данилович Римский появляется в 7-й главе романа, когда ему звонит директор театра «Варьете», Степан Лиходеев, чтобы поинтересоваться, в самом ли деле он заключил контракт с профессором черной магии Воландом. Римский все подтверждает:
— Здравствуйте, Григорий Данилович, — тихо заговорил Степа, — это Лиходеев. Вот какое дело… гм… гм… у меня сидит этот… э… артист Воланд… Так вот… я хотел спросить, как насчет сегодняшнего вечера?..
— Ах, черный маг? — отозвался в трубке Римский, — афиши сейчас будут.
— Ага, — слабым голосом сказал Степа, — ну, пока…
— Глава 7
— Ах, черный маг? — отозвался в трубке Римский, — афиши сейчас будут.
— Ага, — слабым голосом сказал Степа, — ну, пока…
— Глава 7
В день выступления Воланда директор Лиходеев бесследно исчезает, а вскоре в театр приходит телеграмма из Ялты, в которой говорится, что в местный угрозыск пришел человек в нижнем белье и представился Лиходеевым, утверждая, что некий Воланд при помощи гипноза переместил его в Ялту.
Постепенно, Римский, вместе с администратором Варенухой, приходят к выводу, что Лиходеев опять напился и разыгрывает их отправляя телеграммы из чебуречной «Ялта» находящейся в Пушкино:
«Тут администратор подпрыгнул и закричал так, что Римский вздрогнул:
— Вспомнил! Вспомнил! В Пушкино открылась чебуречная „Ялта“! Все понятно! Поехал туда, напился и теперь оттуда телеграфирует!»
— Глава 10
— Вспомнил! Вспомнил! В Пушкино открылась чебуречная „Ялта“! Все понятно! Поехал туда, напился и теперь оттуда телеграфирует!»
— Глава 10
Тем не менее, Римский выдает Варенухе 500 рублей, чтобы тот отправил их в Ялту, как и просил Лиходеев в одной из телеграмм. Таким образом он рассчитывал подставить ненавистного ему директора:
Римский же позвенел ключом, вынул из ящика несгораемой кассы деньги, отсчитал пятьсот рублей, позвонил, вручил курьеру деньги и послал его на телеграф.
— Помилуй, Григорий Данилович, — не веря своим глазам, проговорил Варенуха, — по-моему, ты зря деньги посылаешь.
— Они придут обратно, — отозвался Римский тихо, — а вот он сильно ответит за этот пикничок, — и добавил, указывая на портфель Варенухи: — Поезжай, Иван Савельевич, не медли.
— Глава 10
— Помилуй, Григорий Данилович, — не веря своим глазам, проговорил Варенуха, — по-моему, ты зря деньги посылаешь.
— Они придут обратно, — отозвался Римский тихо, — а вот он сильно ответит за этот пикничок, — и добавил, указывая на портфель Варенухи: — Поезжай, Иван Савельевич, не медли.
— Глава 10
Но подставить таким образом Лиходеева у Римского не вышло. Варенуха решил отнести странные телеграммы в милицию, но по пути на него напали спутники Воланда, и притащив в «нехорошую квартиру» превратили его в вампира.
«В полном одиночестве он сидел в своем кабинете, кусал тонкие губы, и по лицу его то и дело проходила судорога. К необыкновенному исчезновению Лиходеева присоединилось совершенно непредвиденное исчезновение администратора Варенухи.
Римскому было известно, куда он ушел, но он ушел и… не пришел обратно!»
— Глава 12
Римскому было известно, куда он ушел, но он ушел и… не пришел обратно!»
— Глава 12
На время выступления Воланда, Римский остался единственным из руководителей театра. Он с тревогой наблюдал за происходящим, но ничего не делал, а в конце выступления собрал остатки магических червонцев. Лишь когда шум поутих, уже после полуночи, он решил позвонить куда следует, чтобы выгородить себя свалив всю ответственность на Лиходеева, но никак не мог решиться. Наконец телефон зазвонил сам, и ведьма Геллла, сопровождавшая Воланда, приказала Римскому никуда не звонить:
Тьфу ты дьявол! Два раза расстроенный директор клал руку на трубку и дважды ее снимал. И вдруг в мертвой тишине кабинета сам аппарат разразился звоном прямо в лицо финдиректора, и тот вздрогнул и похолодел. «Однако у меня здорово расстроились нервы», — подумал он и поднял трубку. Тотчас же отшатнулся от нее и стал белее бумаги. Тихий, в то же время вкрадчивый и развратный женский голос шепнул в трубку:
— Не звони, Римский, никуда, худо будет.
Трубка тут же опустела. Чувствуя мурашки в спине, финдиректор положил трубку и оглянулся почему-то на окно за своей спиной.
— Глава 14
— Не звони, Римский, никуда, худо будет.
Трубка тут же опустела. Чувствуя мурашки в спине, финдиректор положил трубку и оглянулся почему-то на окно за своей спиной.
— Глава 14
Вскоре к нему в кабинет явился Варенуха. Он рассказал Римскому, что Лиходеев действительно напился в ресторане «Ялта» вместе с телеграфистом, и шлют телеграммы оттуда. Эта новость сильно обрадовала Римского, надеявшегося навсегда избавиться от ненавистного директора:
«Глаза его засветились желтеньким светом. В голове сложилась праздничная картина снятия Степы с работы. Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего-нибудь и похуже снятия… — Подробности! — сказал Римский, стукнув пресс-папье по столу.»
— Глава 14
— Глава 14
При этом Варенуха рассказывал о безобразнейших выходках Лиходеева:
«Колючие глаза Римского через стол врезались в лицо администратора, и чем дальше тот говорил, тем мрачнее становились эти глаза. Чем жизненнее и красочнее становились те гнусные подробности, которыми уснащал свою повесть администратор… тем менее верил рассказчику финдиректор.»
— Глава 14
— Глава 14
В конце-концов, Римский понимает, что все рассказанное Варенухой — «ложь от первого до последнего слова». Варенуха понимает, что его разоблачили, и закрывает дверь в кабинет на замок, и финдиректор замечает, что в окно пытается проникнуть нагая ведьма Гелла:
— Догадался, проклятый! Всегда был смышлен, — злобно ухмыльнувшись совершенно в лицо финдиректору, проговорил Варенуха, неожиданно отпрыгнул от кресла к двери и быстро двинул вниз пуговку английского замка. Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта.
— Глава 14
— Глава 14
От нечистой силы Римского спасает неожиданный крик петуха. Ведьма и Вампир улетают прочь, оставив поседевшего финдиректора в кабинете одного. Перепуганный финдиректор бежал сначала из театра, а потом и из города, заплатив за такси и билеты магическими червонцами с выступления Воланда.
«Седой как снег, без единого черного волоса старик, который недавно еще был Римским, подбежал к двери, отстегнул пуговку, открыл дверь и кинулся бежать по темному коридору. У поворота на лестницу он, стеная от страха, нащупал выключатель, и лестница осветилась. На лестнице трясущийся, дрожащий старик упал, потому что ему показалось, что на него сверху мягко обрушился Варенуха.»
— Глава 14
— Глава 14
Варенуха и Римский.
Иллюстрация Евгения Штырова
Дальнейшая судьба
После сеанса магии Римский срочно уехал в Ленинград, не сообщив о своем отъезде даже жене:
Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ей посоветовали позвонить к жене его, на что трубка, зарыдав, ответила, что она и есть жена и что Римского нигде нет.
— Глава 17
— Глава 17
Милиция быстра нашла его. Оказалось, что он снял номер № 420 в гостинице «Астория» где прятался спрятался в платяном шкафу. На вопросы милиции Римский не давал внятных ответов, лишь прося заключить его в бронированную камеру для защиты от нечисти:
Обнаруженный прячущимся в платяном шкафу четыреста двенадцатого номера «Астории» Римский был немедленно арестован и допрошен в Ленинграде же. После чего в Москву пришла телеграмма, извещающая о том, что финдиректор Варьете оказался в состоянии невменяемости, что на вопросы он путных ответов не дает или не желает давать и просит только об одном, чтобы его спрятали в бронированную камеру и приставили к нему вооруженную охрану. Из Москвы телеграммой было приказано Римского под охраной доставить в Москву, вследствие чего Римский в пятницу вечером и выехал под такой охраной с вечерним поездом.
— Глава 27
— Глава 27
В итоге, его признают душевнобольным и отправляют в лечебницу доктора Стравинского, а затем в Кисловодск. Из театра он увольняется и уходит работать в театр детских кукол в Замоскворечье.
«Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал в продолжение нескольких лет. После клиники и Кисловодска старенький-престаренький, с трясущейся головой, финдиректор подал заявление об уходе из Варьете. Интересно, что это заявление привезла в Варьете супруга Римского. Сам Григорий Данилович не нашел в себе силы даже днем побывать в том здании, где видел он залитое луной треснувшее стекло в окне и длинную руку, пробирающуюся к нижней задвижке.
Уволившись из Варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье.»
— Эпилог
Уволившись из Варьете, финдиректор поступил в театр детских кукол в Замоскворечье.»
— Эпилог
Внешность
Виктор Сергачев в роли финдиректора Римского
в фильме «Мастер и Маргарита» (1994)
Внешность Римского Булгаков описал как довольно неприятную, с тонкими губами и колючим взглядом из-под роговых очков:
«А мне до крайности не нравится вся эта затея, — злобно поглядывая на афишу сквозь роговые очки, ворчал Римский»
— Глава 10
— Глава 10
«В полном одиночестве он сидел в своем кабинете, кусал тонкие губы, и по лицу его то и дело проходила судорога.»
— Глава 12
— Глава 12
«Колючие глаза Римского через стол врезались в лицо администратора»
— Глава 14
— Глава 14
«Вглядевшись в лицо Римского, администратор подивился перемене, происшедшей в этом лице. И без того худой финдиректор как будто еще более похудел и даже постарел, а глаза его в роговой оправе утратили свою обычную колючесть, и появилась в них не только тревога, но даже как будто печаль.»
— Глава 10
— Глава 10
Дополняют образ Римского дорогие золотые часы на цепочке, которые он носит в нагрудном кармане под пиджаком и неприятный, резкий голос:
«…собственные Римского золотые часы с цепочкой, которые до этого были у финдиректора в жилетном кармане под застегнутым пиджаком и с продетой в петлю цепочкой»
— Глава 12
— Глава 12
«…Да! — послышался в трубке резкий, неприятный голос Римского»
— Глава 7
— Глава 7
Внешность Римского после событий с Воландом
После скандального выступления Воланда, и последующего нападения нечисти на Римского, внешность героя сильно изменилась. Он сильно поседел и стал «стареньким-престареньким»:
«К курьерскому ленинградскому, дам на чай, — тяжело дыша и держась за сердце, проговорил старик.»
— Глава 14
— Глава 14
«Седой как снег, без единого черного волоса старик, который недавно еще был Римским»
— Глава 14
— Глава 14
«На лестнице трясущийся, дрожащий старик упал, потому что ему показалось, что на него сверху мягко обрушился Варенуха.»
— Глава 14
— Глава 14
«После клиники и Кисловодска старенький-престаренький, с трясущейся головой, финдиректор подал заявление об уходе из Варьете.»
— Эпилог
— Эпилог