Гелла в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Гелла — персонаж романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, ведьма-вампир из свиты Воланда, внешне привлекательная рыжеволосая и зеленоглазая девушка, почти во всех эпизодах предстающая обнаженной. Воланд представляет ее Маргарите как служанку способную оказать любые услуги:

«…служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».
— Глава 22

В описании персонажа присутствуют черты как ведьмы, так и вампира, что позволяет предположить, что она является ведьмой обращенной после смерти в вампира. На это указывает шрам на шее и горящие глаза.


Происхождение персонажа


Имя для персонажа Булгаков вероятно почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где отмечалось, что на острове Лесбос этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.

Характерные черты поведения вампиров — щелканье зубами и причмокивание — Булгаков, возможно, позаимствовал из повести Алексея Константиновича Толстого «Упырь» (1841), где главному герою грозит гибель со стороны упырей (вампиров). Здесь девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего возлюбленного — таким же образом Гелла обращает в вампира Варенуху.

Мария Пробош в роли Геллы
Мария Пробош в роли Геллы
в сериале «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989)


Роль в романе


Служанка Воланда Гелла — фигура весьма живописная в фантастической свите сатаны, но в коллизии романа у нее нет своей роли. Она всего несколько раз упоминается в романе:
  • Своим поцелуем превращает в вампира администратора театра Варьете Варенуху (Глава 10).

    «Тут оба разбойника сгинули, а вместо них появилась в передней совершенно нагая девица — рыжая, с горящими фосфорическими глазами.
    Варенуха понял, что это-то и есть самое страшное из всего, что приключилось с ним, и, застонав, отпрянул к стене. А девица подошла вплотную к администратору и положила ладони рук ему на плечи. Волосы Варенухи поднялись дыбом, потому что даже сквозь холодную, пропитанную водой ткань толстовки он почувствовал, что ладони эти еще холоднее, что они холодны ледяным холодом.
    — Дай-ка я тебя поцелую, — нежно сказала девица, и у самых его глаз оказались сияющие глаза. Тогда Варенуха лишился чувств и поцелуя не ощутил.»
    — Глава 10

  • Участвует в сеансе черной магии (Глава 12)

    «Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
    — Герлэн, Шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…»
    — Глава 12

  • Пугает финдиректора Римского (Глава 14).

    «Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта.»
    — Глава 14

  • Обнаженная Гелла отвечает на звонок барона Майгеля и встречает буфетчика Сокова во время его визита в нехорошую квартиру (Глава 18).

    «Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.
    — Ну что ж, входите, раз звонили! — сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза.
    Андрей Фокич охнул, заморгал глазами и шагнул в переднюю, снимая шляпу. В это время как раз в передней зазвенел телефон. Бесстыжая горничная, поставив одну ногу на стул, сняла трубку с рычажка и сказала в нее:
    — Алло!
    Буфетчик не знал, куда девать глаза, переминался с ноги на ногу и думал: «Ай да горничная у иностранца! Тьфу ты, пакость какая!» И чтобы спастись от пакости, стал коситься по сторонам.»
    — Глава 18

  • Натирает мазью больное колено Воланда (Глава 22).

    «Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече. Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной ноги и натирала какою-то дымящеюся мазью Гелла.»
    — Глава 22

  • Вместе с Наташей готовит Маргариту к балу (Глава 23).


  • Становится жертвой неудачного выстрела кота Бегемота (Глава 24).

    «Кот выстрелил из обоих револьверов, после чего сейчас же взвизгнула Гелла, убитая сова упала с камина и разбитые часы остановились. Гелла, у которой одна рука была окровавлена, с воем вцепилась в шерсть коту, а он ей в ответ в волосы, и они, свившись в клубок, покатились по полу. Один из бокалов упал со стола и разбился.
    — Оттащите от меня взбесившуюся чертовку! — завывал кот, отбиваясь от Геллы, сидевшей на нем верхом. Дерущихся разняли. Коровьев подул на простреленный палец Геллы, и тот зажил.»
    — Глава 24

  • Печатает справку для Николая Ивановича о том, что тот был на балу у Сатаны (Глава 24).

    — Удостоверений мы обычно не даем, — ответил кот, насупившись, — но для вас, так и быть, сделаем исключение.
    И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:
    — Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись — Бегемот.
    — Глава 24


Анна Ковальчук в роли Геллы
Анна Ковальчук в роли Геллы
Мюзикл «Мастер и Маргарита» (2014)


Внешность


Гелла в «Мастере и Маргарите» выделяется в первую очередь своей внешностью. У нее рыжие волосы и зеленые «горящие, фосфорические» глаза, что указывает на ее колдовские, ведьминские способности. Хотя Гелла очень красива, на шее у неё есть безобразный шрам:

«Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.»
— Глава 18

Шрам на шее — это деталь, с помощью которой М. А. Булгаков указывает, что смерть Геллы была насильственной.

По «нехорошей квартире», в которой остановилась вся свита Воланда, она ходит обнажённая, в одном переднике:

«Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки.
— Глава 18

На сцене театра Варьете рыжая девица появляется в «вечернем чёрном туалете», и это единственное место в романе, где она одета:

«Черт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем черном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил ее причудливый шрам на шее, заулыбалась у витрин хозяйской улыбкой.»
— Глава 12

Так как Гелла была вампиром, внешне она напоминала труп, и автор романа всячески это подчеркивает: «ледяной холод», который исходит от рук героини, которые были покрыты «трупной зеленью». Писатель называет героиню мертвой, от нее «пахнет погребом», а тело ее было покрыто «трупными пятнами». На груди девушки были «пятна тления»:

«Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене и портфель выставил вперед, как щит. Он понимал, что пришла его гибель.
Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.»
— Глава 14


Отсутствие Геллы в последнем полете


В окончательной редакции романа Гелла отсутствует в последнем полете, хотя она вылетает из горящего дома № 302-бис:

В то время, как на Садовой послышались пугающие сердце колокольные удары на быстро несущихся со всех частей города красных длинных машинах, мечущиеся во дворе люди видели, как вместе с дымом из окна пятого этажа вылетели три темных, как показалось, мужских силуэта и один силуэт обнаженной женщины.
— Глава 27

В воспоминаниях В. Я. Лакшина о беседах с Еленой Сергеевной Булгаковой та в ответ на его недоумение по этому поводу «взглянула <…> растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: «Миша забыл Геллу!!!»». Стоит отметить, что в рукописной редакции 1938 года Гелла участвовала в последнем полете: «Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь». Не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из сцены последнего полета как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции.

По другой версии, Гелла отсутствует в последнем полете, так как она земная нечисть, и сопровождала Воланда только в своем мире.

2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo