Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Иван Бездомный (Иван Николаевич Понырев) — персонаж московских глав романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Талантливый, но малообразованный задира-поэт, «ученик» Мастера. По заказу журнала написал антирелигиозную поэму, в которой Иисус «получился ну совершенно как живой».

Настоящее имя героя — Иван Николаевич Понырев, но он известен под псевдонимом Иван Бездомный.

После гибели Берлиоза и погони за Воландом, Иван попадает в психиатрическую лечебницу, где встречается с Мастером и принимает решение перестать писать стихи. Спустя 7—10 лет он уже является профессором института истории и философии.

Берлиоз и Бездомный. Иллюстрация Геннадия Калиновского
Иван Бездомный (слева) и Берлиоз на Патриарших.
Иллюстрация Геннадия Калиновского


Бездомный как главный герой


По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа «Мастер и Маргарита» — он единственный персонаж меняющийся в ходе повествования.

Персонаж развивается, проходя путь от невежественного сочинителя «чудовищных стихов», который ничего не слышал о трагедии Гёте, до профессора Ивана Николаевича Понырева, который «в молодости стал жертвой преступных гипнотизёров, лечился и вылечился».

Меняется и имя героя. В начале романа автор называет его Иваном, после встречи с Мастером — Иванушкой, в эпилоге — Иваном Николаевичем.

В сюжете романа


Встреча с Воландом


Иван Бездомный появляется уже в первых строках романа. Гуляя на Патриарших с Михаилом Берлиозом, председателем литературной организации, он выслушивает от старшего товарища замечания по поводу своей новой поэмы. Журнал Берлиоза заказал ему большую антирелигиозную поэму, но в изображении Бездомного Иисус «получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж». Берлиоз упрекает поэта в том, что тот создал негативный образ Иисуса вместо того, чтобы опровергнуть сам факт его существования:

«Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, — но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем — простые выдумки, самый обыкновенный миф.»
— Глава 1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

В их разговор вмешивается Воланд, представившийся иностранным профессором. Дискутируя с литераторами о боге, он предсказывает скорую смерть Берлиоза — ему отрежет голову «русская женщина, комсомолка». Причем произойдет это совсем скоро, потому что «Аннушка уже разлила масло». Буквально через несколько минут это предсказание сбывается. Приняв незнакомца за шпиона, Берлиоз бежит звонить в бюро иностранцев, но поскальзывается на пролитом подсолнечном масле, и погибает под трамваем.

Погоня за Воландом


Пораженный смертью наставника, Бездомный слышит, что масло разлила некая «Аннушка с Садовой». Поэт решает, что трагедия произошла из-за загадочного иностранца, хотя и не понимает как тот это устроил. Он решает призвать незнакомца к ответу, но иностранцу удается уйти. Иван бросается в безуспешную погоню:

«Поэт и шагу прибавлял, и рысцой начинал бежать, толкая прохожих, и ни на сантиметр не приблизился к профессору.»
— Глава 4 «Погоня»

Погоня Ивана Бездомного.
Погоня.
Иллюстрация Александра Костина

Поэт ведет себя странно: он врывается в чью-то квартиру, будучи уверен, что злокозненный профессор скрывается именно там, похищает образок и свечку и устремляется дальше. Добравшись до Москва-реки он решает искупаться, после чего обнаруживает, что у него украли все вещи. Взамен ему оставляют полосатые кальсоны и рваную толстовку. Одевшись в то, что есть, Бездомный направляется к «Грибоедову», московскому ресторану где планировалось заседание МАССОЛИТа. Он уверен, что иностранец непременно там.

«Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого, и в полосатых белых кальсонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свеже изодрана. Трудно даже измерить глубину молчания, воцарившегося на веранде.»
— Глава 5 «Было дело в Грибоедове»

Литераторы решают, что у него белая горячка. Успокоить его не удается: Бездомный затевает драку, его связывают и увозят в «дом скорби» (психиатрическую лечебницу) Стравинского. Иван пытается бежать из лечебницы, выбив окно, но ему не удается разбить специальное стекло, и Бездомного помещают в палату номер 117 с диагнозом «шизофрения».

Иллюстрация Оксаны Осиповой
Иван Бездомный в «Грибоедове»
Иллюстрация Оксаны Осиповой

После укола успокаивающего средства, поэт лежит и разговаривает «в уме» сам с собой. Внутри него беседуют двое. Один из «собеседников» продолжает волноваться по поводу трагедии с Берлиозом, другой уверен, что вместо того, чтобы «спугнуть» профессора, стоило расспросить его подробнее о Пилате, ведь факт существования человека лично видевшего прокуратора, безумно интересен:

— О чем, товарищи, разговор! — возражал новый Иван ветхому, прежнему Ивану, — что здесь дело нечисто, это понятно даже ребенку. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть! Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно?
— Глава 11 «Раздвоение Ивана»


Встреча с Мастером


Засыпающему Ивану мерещится фигура человека на балконе появившаяся в свете луны. Гость оказывается пациентом из соседней палаты № 118 по прозвищу Мастер, укравший ключи у фельдшера. В отличие от остальных, Мастер верит истории поэта. Более того, он знает, кем на самом деле был этот иностранец, и говорит, что Бездомный сам спровоцировал его и что он легко отделался:

«Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал. Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»
— Глава 13 «Явление героя»

Мастер рассказывает о своем романе и о любви к некой Маргарите. Бездомный признается гостю, что его стихи чудовищны, и дает обещание больше не писать:

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем… разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван.
Клятву скрепили рукопожатием, и тут из коридора донеслись мягкие шаги и голоса.
— Глава 13 «Явление героя»

Спустя два дня Мастер навещает Ивана уже вместе с Маргаритой, чтобы попрощаться. Иван, ставший теперь Иванушкой, сообщает своему «учителю», что больше не будет писать стишки:

— Да, — сказал мастер, — я пришел попрощаться с вами, потому что вы были единственным человеком, с которым я говорил в последнее время.
Иванушка просветлел и сказал:
— Это хорошо, что вы сюда залетели. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует, — Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, — я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял.
— Глава 30 «Пора! Пора!»

Иванушка замечает, что его посетители не отбрасывают тени:

Иванушкины глаза вспыхнули.
— А вы сами не будете разве? — тут он поник головой и задумчиво добавил: — Ах да… Что же это я спрашиваю, — Иванушка покосился в пол, посмотрел испуганно.
— Глава 30 «Пора! Пора!»

На прощание Маргарита целует Иванушку в лоб, обещая, что теперь у него все «будет так, как надо»:

— Так, так, — прошептала Маргарита и совсем склонилась к лежащему, — вот я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо… В этом вы уж мне поверьте, я все уже видела, все знаю.
Лежащий юноша охватил ее шею руками, и она поцеловала его.
— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер и стал таять в воздухе. Он исчез, с ним вместе исчезла и Маргарита. Балконная решетка закрылась.
— Глава 30 «Пора! Пора!»


Дальнейшая судьба


Дальнейшая судьба героя описывается в эпилоге романа. Знакомство с сатаной и Мастером полностью переворачивает мировоззрение героя, который впоследствии начинает совершенно иную жизнь. Примерно через семь — десять лет Иван уже обзавелся семьей и стал профессором института истории и философии:

«Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это — сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев.»
— Эпилог

Он убежден, что все произошедшее в те майские дни, является не более чем проделками гипнотизеров:

«Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился.»
— Эпилог

Тем не менее, события связанные с Воландом оставили след в его душе. Во время весеннего полнолуния Иван Николаевич идет к скамейке, на которой он в последний раз разговаривал к Берлиозу, а затем к дому где некогда жила Маргарита. Он наблюдает за Николаем Ивановичем срадающим от того, что не улетел со своей Венерой, и мечтает узнать, кто же так мучает старика:

«Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет! — бормочет, уходя от решетки, Иван Николаевич, — вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте. Ах, дорого бы я дал, чтобы проникнуть в его тайну, чтобы знать, какую такую Венеру он утратил и теперь бесплодно шарит руками в воздухе, ловит ее?»
— Эпилог

«Тяжко больного» профессора успокаивает лишь укол; заснув, он видит не казнь, а лунную дорогу с идущими по ней героями романа Мастера:

«И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит перед нею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета.
Бедная женщина, связанная с тяжко больным, теперь свободна и без опасений может заснуть. Иван Николаевич теперь будет спать до утра со счастливым лицом и видеть неизвестные ей, но какие-то возвышенные и счастливые сны.
Будит ученого и доводит его до жалкого крика в ночь полнолуния одно и то же. Он видит неестественного безносого палача, который, подпрыгнув и как-то ухнув голосом, колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса. Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф.
После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.»
— Эпилог

Во сне он видит как его вновь целует Маргарита повторяя свое обещание («я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо»), и он просыпается совершенно здоровым:

«Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.»
— Эпилог


Образ


В начале романа Иван Бездомный представлен как 23-летний невежественный, но талантливый поэт. Он не знает ничего ни о Канте, ни о композиторе Берлиозе, ни о знаменитой трагедии Гете. Тем не менее, герой и сам признает свое невежество:

— …Его нельзя не узнать, мой друг! Впрочем, вы… вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
— Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван».
— Глава 13 «Явление героя»

Не имея собственных знаний, он внимательно слушает и доверяет своему наставнику Берлиозу:

«Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича…»
— Глава 1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

При этом, даже Берлиозу бывает стыдно за глупость и грубость подопечного:

— Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
— Иван! — сконфузившись, шепнул Берлиоз.
— Глава 13 «Явление героя»

— Подсолнечное масло здесь вот при чем, — вдруг заговорил Бездомный, очевидно, решив объявить незванному собеседнику войну, — вам не приходилось, гражданин, бывать когда-нибудь в лечебнице для душевнобольных?
— Иван!.. — тихо воскликнул Михаил Александрович.
— Глава 13 «Явление героя»

Будучи представителем пролетариата, Бездомный презрительно относится к интеллигенции, но, разговаривая с профессором Стравинским, признаёт, что среди интеллигентов встречаются толковые люди:

«Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

Он любит выражаться фигурально (красиво, иносказательно, образно) и использует в речи модные фразочки:

— На все сто! — подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.
— Глава 1 «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

После встречи с Мастером его образ значительно меняется. Признав свое невежество и что его стихи хоть и популярны, но совершенно отвратительны, бывший известный поэт Иван Бездомный становится просто Иванушкой. Он решает больше не писать «стишков», и посвящает жизнь некому более серьезному делу:

— Это хорошо, что вы сюда залетели. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. Меня другое теперь интересует, — Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, — я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял.
Мастер взволновался от этих слов и заговорил, присаживаясь на край Иванушкиной постели:
— А вот это хорошо, это хорошо. Вы о нем продолжение напишите!
Иванушкины глаза вспыхнули.
— Глава 30 «Пора! Пора!»

К тридцати годам он уже становится профессором истории и философии. Чем именно занимается столь молодой профессор не уточняется.

Специалист в области христианской философии Андрей Кураев уточняет, что ввиду своего возраста и изначального отсутствия образования Иван Николаевич Понырёв не мог быть историком. Вероятно он стал философом-идеологом:

«За семь лет пройти путь от невежественного поэта-атеиста до профессора — это из области тех чудес, которые могли иметь место только в ненавистной Булгакову Советской России. Столь стремительную карьеру в гуманитарных науках делали только товарищи, доказавшие свою исключительную преданность линии партии. Для историка такая стремительная карьера невозможна. А вот для идеолога-философа в те годы она была весьма вероятна. Нет, не историк профессор Понырёв, а философ. «Красный профессор», «выдвиженец». И раз он философ столь успешный, карьерный, то, значит, философ-сталинец, то есть воинствующий атеист».
— А. В. Кураев, «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?


2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo