Персонаж упоминается в 7-й главе романа.
В сюжете романа
Груня является приходящей домработницей в пятикомнатной коммунальной квартире № 50 на Садовой улице, где проживают директор варьете Степан Лиходеев и председатель МАССОЛИТа Михаил Берлиоз:
«Итак, Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону, но все-таки сумел сообразить, что это глупости, что никакого *пирамидону у Груни, конечно, нет. Пытался позвать на помощь Берлиоза, дважды простонал: „Миша… Миша…“, как сами понимаете, ответа не получил.»
— Глава 7
— Глава 7
*Пирамидон, который Степа Лиходеев хотел попросить у Груни — это устаревшее обезболивающее средство. Сейчас его уже не используют.
Груня плохо справляется со своими обязаннастями и давно не вытирала зеркало в передней (прихожей) квартиры:
«Тут Степа повернулся от аппарата и в зеркале, помещавшемся в передней и давно не вытираемом ленивой Груней, отчетливо увидел какого-то странного субъекта…»
— Глава 7
— Глава 7
По словам Воланда, именно Груня впустила его в квартиру пока Лиходеев спал, и она же купила закуски так поразившие только проснувшегося Степу:
«Придя, был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам. Степан Богданович так крепко спит, что разбудить его она не берется. Увидев, в каком состоянии Степан Богданович, артист послал Груню в ближайший гастроном за водкой и закуской, в аптеку за льдом и…»
— Глава 7
— Глава 7
Куда на самом деле делась Груня — неизвестно. Воланд утверждает, что отправил ее в отпуск в Воронеж:
«У Степы оборвалось сердце, он пошатнулся.
„Что же это такое? — подумал он. — Уж не схожу ли я с ума? Откуда эти отражения?!“ — Он заглянул в переднюю и испуганно закричал:
— Груня! Какой тут кот у нас шляется?! Откуда он? И кто-то еще?!.
— Не беспокойтесь, Степан Богданович, — отозвался голос, но не Грунин, а гостя из спальни. — Кот этот мой. Не нервничайте. А Груни нет, я услал ее в Воронеж. Она жаловалась, что вы у нее отпуск зажилили.
Слова эти были настолько неожиданны и нелепы, что Степа решил, что ослышался.»
— Глава 7
„Что же это такое? — подумал он. — Уж не схожу ли я с ума? Откуда эти отражения?!“ — Он заглянул в переднюю и испуганно закричал:
— Груня! Какой тут кот у нас шляется?! Откуда он? И кто-то еще?!.
— Не беспокойтесь, Степан Богданович, — отозвался голос, но не Грунин, а гостя из спальни. — Кот этот мой. Не нервничайте. А Груни нет, я услал ее в Воронеж. Она жаловалась, что вы у нее отпуск зажилили.
Слова эти были настолько неожиданны и нелепы, что Степа решил, что ослышался.»
— Глава 7
После этого Груня в романе больше не появляется.
«Степа попросил у гостя разрешения на минуту отлучиться и, как был в носках, побежал в переднюю к телефону. По дороге он крикнул в направлении кухни:
— Груня!
Но никто не отозвался.»
— Глава 7
— Груня!
Но никто не отозвался.»
— Глава 7
О дальнейшей судьбе Груни после ее внезапного «отпуска» ничего не известно:
«Домработницы Груни нету, и куда она девалась, никто не знает.»
— Глава 17
— Глава 17
Вероятно, она вернулась на родину в Воронеж и в Москве больше не появлялась.
Александра Розанова сыграла роль Груни
в фильме «Мастер и Маргарита» (2024)