Женские образы в романе «Преступление и наказание»

Немаловажную роль в романе «Преступление и наказание» играют женские образы, при помощи которых Достоевский раскрывает личность главного героя. Они создают его характер, меняют судьбу и взгляды на жизнь. При этом, большинство героинь романа — это бедные женщины, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях.

Наиболее значимыми женскими образами в романе «Преступление и наказание» являются следующие героини:


Также в романе присутствуют третьестепенные героини, чья роль в сюжете менее значительна:



Соня Мармеладова

18 лет; Близкая подруга Раскольникова

Главная героиня романа, близкая подруга Родиона Раскольникова. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «позорным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Именно Соня уговаривает Раскольникова сдаться полиции, и отправляется вслед за ним на каторгу в Сибирь.


Дуня Раскольникова

22 года; Сестра Раскольникова

Авдотья (Дуня, Дуняша, Дунечка) Раскольникова — красивая, скромная девушка. Она младшая сестра Родиона. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Чтобы помочь брату Дуня работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты, но поняв, что ее жених настоящий подлец разрывает помолвку. В конце романа Дуня выходит замуж за друга брата, Разумихина, и они вместе планируют скопить денег и перебраться к Родиону в Сибирь.


Пульхерия Александровна

43 года; Мать Родиона Раскольникова

Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери — 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, впадает в горячку и умирает.


Катерина Ивановна Мармеладова

30 лет; Мачеха Сони Мармеладовой

Катерина Ивановна Мармеладова, женщина из благородной семьи военного. В ранней молодости сбежала из дома с заезжим офицером и вышла за него замуж. Ее муж увлекался карточными играми, в следствии чего попал под суд и умер. Овдовев Катерина Ивановна осталась без средств к существованию с тремя маленькими детьми на руках. Тогда то, из жалости, на ней и женился мелкий чиновник Семен Захарович Мармеладов, но спустя год он потерял работу и начал беспробудно пить.

Семья вновь оказалась в состоянии крайней нищеты. Из-за ужасных условий проживания Катерина Ивановна заболевает чахоткой и в результате умирает. Ее трое детей остаются сиротами, их определяют в детский дом.


Старуха-процентщица

60 лет; Жертва преступления Раскольникова

Алена Ивановна — старуха-процентщица, которая становится жертвой Раскольникова. В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь».

Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата.


Лизавета

35 лет; Случайная жертва преступления Раскольникова

Сводная сестра старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее полная противоположность. Слабоумная молодая женщина, которая становится случайной жертвой преступления Раскольникова. Лизавета готовила, стирала и убиралась, стараясь угодить своей привередливой старшей сестре. По сути, Лизавета находилась «в полном рабстве у сестры своей», работала на нее «день и ночь» и терпела «от нее даже побои». При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша», кроме «стульев и прочего».

Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.


Марфа Петровна

55 лет; Жена Свидригайлова

Покойная жена Аркадия Свидригайлова. Бала состоятельной помещицей, которая выкупила Свидригайлова из долговой тюрьмы и женила на себе. Хотя Свидригайлов живет с ней исключительно из-за денег, Марфа Петрова страстно любит своего мужа.

В романе упоминается, что она умерла от удара (инфаркта), но ходят слухи, что ее убил Свидригайлов в надежде быть с Дуней Раскольниковой.


Прочие женские персонажи


Настасья

Служанка в доме, где живет Раскольников

Кухарка и служанка Прасковьи Павловны, квартирной хозяйки Раскольникова. Из «деревенских баб», переехала в Петербург еще до начала событий описанных в романе. Она была чуть не единственным человеком, с кем общался Раскольников, заперевшись в своей каморке, и она же подкармливала его, когда хозяйка квартиры лишила его обедов.

Настасья в последний момент чуть не помешала Раскольникову совершить преступление: она оказалась в хозяйской кухне, когда он собирался выкрасть топор.


Амалия Ивановна Липпевехзель

Хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату

Амалия Ивановна (Людвиговна) Липпевехзель является хозяйкой квартиры, где снимает комнату семья Мармеладовых. «Чрезвычайно вздорная и беспорядочная немка» плохо говорящая на русском языке. Катерина Ивановна Мармеладова принципиально называла хозяйку (с которой находилась в постоянной конфронтации и, вероятно, не хотела «делить» с ней отчество) — Амалией Людвиговной, подчеркивая ее национальность. Та на такое обращение обижалась и требовала называть ее «Амаль-Иван».


Наталья Зарницына

Бывшая невеста Раскольникова

Наталья Зарницына — бывшая возлюбленная Раскольникова, умершая еще до начала повествования. Дочь Прасковьи Павловны Зарницыной, у которой Раскольников снимает комнату. Девушка некрасивая и болезненная, но добрая и честная. Наталья Зарницына, как и Соня Мармеладова, олицетворяет собой смирение, кротость, душевную теплоту, выявляя светлые стороны личности Раскольникова. С ней первой Раскольников обсуждал свою теорию, и девушка была несогласна с ним.

По воспоминаниям Раскольникова, его покойная невеста была некрасива и «совсем хворая», но любила подавать милостыню нищим и хотела уйти в монастырь.


Дарья Францевна

Хозяйка «непристойного заведения»

Содержательница «непристойного заведения» («дома терпимости»), где работают бедные девушки. Судя по всему, она специально выискивает девушек находящихся в трудном положении чтобы привлечь их в постыдное ремесло. Так, в четвертой главе первой части «Преступления и наказания» Раскольников, после того как ему удается на бульваре спасти пьяную девочку от преследующего ее «жирного франта», предается размышлениям, в которых упоминаются «Дарьи Францевны»


Прасковья Павловна Зарницына

Хозяйка дома, где живет Раскольников

Прасковья Павловна Зарницына (Пашенька) является хозяйкой каморки, которую Родион Раскольников снимает уже около трех лет, с самого приезда в Петербург. Вдова коллежского асессора; мать Натальи Егоровны Зарницыной, невесты Раскольникова. Последние четыре месяца Раскольников не платит Зарницыной за квартиру, из-за чего та злится и больше не подает ему обед, не убирает комнату.


Лавиза Ивановна

Хозяйка «непристойного заведения»

Лавиза Ивановна (Луиза Ивановна) содержит непристойное заведение, «дом терпимости», в Петербурге в районе Сенной, где живет главный герой Раскольников. Обрусевшая немка. Она говорит по-русски с «крепким» немецким акцентом. Настаивает на том, что ее заведение является «благородным домом» с «благородным обращением».


Гертруда Карловна Ресслих

Знакомая Свидригайлова, сдающая ему квартиру

Мадам Ресслих — знакомая господина Свидригайлова и хозяйка квартиры, в которой тот останавливается в Петербурге. Иностранка и мелкая процентщица, занимающаяся и другими делами. Ходят слухи, что мадам Ресслих издевалась над своей глухонемой племянницей, которую в итоге жестоко оскорбил и, вероятно, убил Свидригайлов.


Смерть героинь


К сожалению, по замыслу автора большинство героинь романа «Преступление и наказание» умирают или погибают по ходу действия. Из семи основных женских образов пять не доживают до конца романа:

  • Старуха-процентщица — погибает от рук Раскольникова.
  • Лизавета — погибает от рук Раскольникова.
  • Марфа Петровна — умирает от инфаркта, но ходят слухи. что ее убил Свидригайлов.
  • Катерина Ивановна Мармеладова — после смерти мужа теряет рассудок и умирает от чахотки, трое ее детей остаются сиротами.
  • Пульхерия Александровна Раскольникова — после ареста Родиона, она догадывается о том, что с сыном произошло что-то неладное, хотя и не отваживается спросить об этом, и почти теряет рассудок. После семи месяцев болезни, она заболевает горячкой и умирает.

Только две центральные героини, молодые девушки Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова, остаются в живых к концу романа.

Связанная статья: Список персонажей романа «Преступление и наказание»

2024 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах.
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo