Наталья Зарницына — невеста Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Наталья Егоровна Зарницына, невеста Родиона Раскольникова, является одним из второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Дочь Прасковьи Павловны Зарницыной, у которой Раскольников снимает комнату. Девушка некрасивая и болезнная, но добрая и честная. Наталья Зарницына, как и Соня Мармеладова, олицетворяет собой смирение, кротость, душевную теплоту, выявляя светлые стороны личности Раскольникова. С ней первой Раскольников обсуждал свою теорию, и девушка была несогласна с ним:

«Вот с нею я много переговорил и об этом, с нею одной, — произнес он вдумчиво, — ее сердцу я много сообщил из того, что потом так безобразно сбылось. Не беспокойся, — обратился он к Дуне, — она не согласна была, как и ты, и я рад, что ее уж нет. Главное, главное в том, то всё теперь пойдет по-новому…»
— Часть 6, Глава VII

По воспоминаниям Раскольникова, его покойная невеста была некрасива и «совсем хворая», но любила подавать милостыню нищим и хотела уйти в монастырь:

«Она больная такая девочка была, — продолжал он, как бы опять вдруг задумываясь и потупившись, — совсем хворая; нищим любила подавать, и о монастыре всё мечтала, и раз залилась слезами, когда мне об этом стала говорить, да, да… помню… очень помню.»
— Часть 3, Глава III


Образ Натальи Егоровны


За полтора года до начала событий описанных в романе, Раскольников собирался жениться на ней, но спустя пол года девушка умерла от тифа и свадьба так и не состоялась:

«Да недалеко ходить: известно ли вам, как он, полтора года назад, меня изумил, потряс и чуть совсем не уморил, когда вздумал было жениться на этой, как ее, — на дочери этой Зарницыной, хозяйки его?»
— Часть 2, Глава II. Пульхерия Александровна

…но год назад эта девица умерла от тифа, я же остался жильцом, как был, и хозяйка, как переехала на теперешнюю квартиру, сказала мне… и сказала дружески… что она совершенно во мне уверена и всё…»
— Часть 2, Глава I. Раскольников

Разумихин в разговоре с Пульхерией Александровной и Дуней Раскольниковыми, говорит о том, что причина по которой Раскольников решил жениться на девушке не понятна. Она была не красива, хворна и не имела приданного. К тому же, ее мать была против этого брака. Вероятно, Родион ценил в ней некоторые достоинства не известные окружающим:

«Узнал я только, что брак этот, совсем уж слаженный и не состоявшийся лишь за смертию невесты, был самой госпоже Зарницыной очень не по душе… Кроме того, говорят, невеста была собой даже не хороша, то есть говорят, даже дурна… и такая хворая, и… и странная… а впрочем, кажется, с некоторыми достоинствами. Непременно должны были быть какие-нибудь достоинства; иначе понять ничего нельзя… Приданого тоже никакого, да он на приданое и не стал бы рассчитывать…»
— Часть 3, Глава II

Сам Раскольников говорит, что на самом деле он не был влюблен в Наталью:

«…я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции и прежде… прежде… впрочем, отчего ж мне и не признаться в свою очередь, с самого начала я дал обещание, что женюсь на ее дочери, обещание словесное, совершенно свободное… Это была девушка… впрочем, она мне даже нравилась… хотя я и не был влюблен… одним словом, молодость, то есть я хочу сказать, что хозяйка мне делала тогда много кредиту и я вел отчасти такую жизнь… я очень был легкомыслен…» (часть 2 глава I)
— Часть 2, Глава I

В другой беседе Раскольников говорит, что все же любил девушку, но скорее из жалости. Теперь он называет эту влюбленность весенним бредом:

«Дурнушка такая… собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная… Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил… (Он задумчиво улыбнулся). Так… какой-то бред весенний был…»
— Часть 3, Глава III

Тем не менее, Раскольников он бережно хранит у себя ее потрет. В конце романа он передает этот портрет своей сестре Дуне, когда прощается с ней:

«Он подошел к столу, взял одну толстую, запыленную книгу, развернул ее и вынул заложенный между листами маленький портретик, акварелью, на слоновой кости. Это был портрет хозяйкиной дочери, его бывшей невесты, умершей в горячке, той самой странной девушки, которая хотела идти в монастырь. С минуту он всматривался в это выразительное и болезненное личико, поцеловал портрет и передал Дунечке.»
— Часть 6, Глава VII


2024 © TheOcrat (Феократ) Quotes — мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах.
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo