Старуха-процентщица Алена Ивановна в романе «Преступление и наказание»

Старуха-процентщица Алена Ивановна — второстепенная героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Именно ее решает убить Раскольников, опираясь на свою теорию о «необыкновенных» людях. Алена Ивановна не имеет фамилии, возможно, этим автор хотел подчеркнуть типичность образа.

В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других. По теории Раскольникова, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.

«Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет.»
— Часть 1, Глава VI


Краткое описание


Алена Ивановна является вдовой чиновника, которая сколотила целое состояние, выдавая деньги под огромные проценты. Она казалась всем человеком неприятным, думающим только о своей выгоде. Она алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре не достается практически ничего, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.

Старуха-процентщица Алена Ивановна в сериале Преступление и наказание
Вера Карпова в роли старухи-процентщицы
в сериале «Преступление и наказание» (2007)


Образ старухи-процентщицы


Алёна Ивановна была пожилой женщиной около 60 лет и имела неприятную внешность. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, «с вострыми и злыми глазками». Нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку:

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.»
— Часть 1, Глава I

Она была она вдовой мелкого чиновника, который носил чин коллежского секретаря или коллежского регистратора (в романе дается оба варианта). Старуху называют коллежской секретаршей и регистраторшей не потому, что она работает секретаршей, а потому что этот чин носил ее покойный муж. Во времена Достоевского женщины не служили чиновницами.

С приписываемым «чином» ей в романе есть некоторая путаница: сначала она представлена повествователем как коллежская регистраторша (14-й класс), а буквально через две страницы сказано (в сцене подслушанного Раскольниковым разговора в трактире), что «студент говорит офицеру про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу», а это уже гораздо выше — 10-й класс:

«…той самой старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы…»
— Часть 1, Глава V

«Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу, Алёну Ивановну, коллежскую секретаршу…»
— Часть 1, Глава VI

Вероятно, старуха-процентщица болела распространённой в то время чахоткой (туберкулезом), так как она постоянно кашляет и кряхтит:

«Старушонка поминутно кашляла и кряхтела…»
— Часть 1, Глава I

«…жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…»
— Часть 1, Глава VI

На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом:

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.»
— Часть 1, Глава I

Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог:

«Богата как ж*д, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало.»
— Часть 1, Глава VI

Цену за предложенные ценные вещи назначает в четыре раза меньше рыночной (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические:

«И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т.д»
— Часть 1, Глава VI

Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату:

«И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.»
— Часть 1, Глава VI

За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её называли стервой или ведьмой:

«Только стерва ужасная…»
— Часть 1, Глава VI


«Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте!..»
— Часть 1, Глава VII

Старуха-процентщица сидит дома круглый год и никуда не ходит, по словам ее клиентов:

«Да ведь она ж никуда не ходит…»
— Часть 1, Глава VII

«Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!..»
— Часть 1, Глава VII

Именно из-за ее потребительского отношеня к окружающим Раскольников решает, что «на общих весах» ее жизнь почти ничего не стоит:

«…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет…»
— Часть 1, Глава VI

«Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…»
— Часть 1, Глава VI

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. У сестер общий отец, но разные матери. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже била:

«…у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка…»
— Часть 1, Глава VI

«…старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!»
— Часть 1, Глава VI

Достоевский называет сестер сводными, но по нашей, современной классификации XXI века сестры от разных матерей называются единокровными, а не сводными:

«…Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет.»
— Часть 1, Глава VI

При этом она является религиозным человеком. В своем завещании старуха просит передать свои сбережения не Лизавете, а монастырю в Н-й губернии. Несчастная же Лизавета, согласно завещанию, должна получить только движимое имущество, то есть мебель, одежду и т. д.:

«Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души…»
— Часть 1, Глава VI


Роль в сюжете


Бедный студент Раскольников узнает о старухе-процентщице от одного знакомого. Вскоре сам Раскольников тоже становится ее клиентом и закладывает у нее свои ценные вещи:

«Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался.»
— Часть 1, Глава VI

Раскольников выбирает эту старуху в качестве своей жертвы, ведь она вызывает у окружающих лишь страх и никто не станет сожалеть о ее смерти. Он надеется выкрасть у неё деньги и заодно «испытать» себя, доказав, что он способен на «поступок».


Позже Алена Ивановна еще явится во всем своем отвратительном виде Родиону Раскольникову в горячечном бредовом сне о смеющейся старухе, когда ему приснилось, будто он опять пришел в ее квартиру:

« Он подошел потихоньку и догадался, что за салопом как будто кто-то прячется. Осторожно отвел он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она.»
— Часть 3, Глава VI


Прототипы


Достоевскому с самых ранних лет приходилось общаться с ростовщиками и ростовщицами (вроде А.И. Рейслер, Эриксан), так что материала для изображения Алены Ивановны, ее сути и образа жизни было у него более чем предостаточно. Он даже собирался написать отдельное произведение с таким названием — «Ростовщик».

2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo