Профессор Стравинский в романе «Мастер и Маргарита»

Профессор Александр Николаевич Стравинский — эпизодический персонаж романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Главный врач в «знаменитой психиатрической клиники» оборудованной по последнему слову техники. Клиника Стравинского является одним из романных «центров притяжения», в котором сходятся персонажи, столкнувшиеся с Воландом или его свитой

Именно в эту клинику попадают пострадавшие от проделок Воланда и его свиты: поэт Бездомный, конферансье Бенгальский, председатель Босой, администратор Варенуха, директор Римский, и здесь же находит убежище от навалившихся на него несчастий Мастер.

«Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

Профессор Стравинский в фильме «Воланд»
Леонид Ярмольник в роли профессора Стравинского
в фильме «Воланд» (2023)


Роль в сюжете



В клинику Стравинского привозят Ивана Бездомного, после его безуспешной погони за Воландом и его свитой и драки в ресторане литераторов. Профессор сам принимает нового пациента, и внимательно выслушивает его рассказ про человека знакомого с Понтием Пилатом. Доктор не верит в безумную историю Бездомного, но общается с поэтом как с совершенно вменяемым, и в результате ставит ему диагноз — шизофрения усугубленная алкоголизмом:

— Двигательное и речевое возбуждение… Бредовые интерпретации… Случай, по-видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм…
Рюхин ничего не понял из слов доктора, кроме того, что дела Ивана Николаевича, видно, плоховаты, вздохнул и спросил:
— А что это он все про какого-то консультанта говорит?
— Видел, наверно, кого-то, кто поразил его расстроенное воображение. А может быть, галлюцинировал…
— Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»

На следующее утро Стравинский еще раз встречается с Бездомным. Он не называет поэта больны, но советует остаться на лечение в клинике, так как если он продолжит курсировать по Москве с рассказами о Понтии Пилате, то его уже через пару часов его доставят обратно в лечебницу.

Доктор предлагает Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию сформулировать письменно. Поэт соглашается.

В этой же клинике находит убежище от навалившихся на него несчастий Мастер. Позже сюда привозят и других москвичей пострадавших от проделок Воланда и его свиты:


После «успешного» лечения их удается вернуть к нормальной жизни.

Доктор Стравинский. Иллюстрация Геннадия Калиновского
Доктор Стравинский со своей «свитой».
Иллюстрация Геннадия Калиновского

Клиника Стравинского



Профессор Александр Николаевич Стравинский является директором «знаменитой психиатрической клинике, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки», подобной которой в те годы в России не было и быть не могло. Учреждение оборудовано по последнему слову техники — небьющиеся стекла, система вызова персонала, автоматизация штор и .т.п.

«Полежав некоторое время неподвижно в чистейшей, мягкой и удобной пружинной кровати, Иван увидел кнопку звонка рядом с собою. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. Он ожидал какого-то звона или явления вслед за нажатием кнопки, но произошло совсем другое. В ногах Ивановой постели загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: „Пить“. Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: „Няня“. Само собою разумеется, что хитроумный цилиндр поразил Ивана. Надпись „Няня“ сменилась надписью „Вызовите доктора“.
— Гм… — молвил Иван, не зная, что делать с этим цилиндром дальше. Но тут повезло случайно: Иван нажал кнопку второй раз на слове „Фельдшерица“. Цилиндр тихо прозвенел в ответ, остановился, потух, и в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате…»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

«После этого Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному коридору и привели в громаднейших размеров кабинет. Иван, решив относиться ко всему, что есть в этом на диво оборудованном здании, с иронией, тут же мысленно окрестил кабинет „фабрикой-кухней“.
И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с блестящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками, множество склянок, и газовые горелки, и электрические провода, и совершенно никому не известные приборы.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

Глядя на чудеса техники, Иван сравнивает клинику с гостиницей «Метрополь», но медсестра заявляет, что «такого оборудования нет нигде и за границей»:

«Женщина же тем временем, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу — веселый сосновый бор.
— Пожалуйте ванну брать, — пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:
— Ишь ты! Как в „Метрополе“!
— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

Клиника Стравинского
Клиника Стравинского
Иллюстрация Уве Шрамма (Uwe Schramm)

Описание персонажа


Возраст доктора Стравинского около сорока пяти лет. У него ухоженное лицо с острой бородкой и пронзительными черными глазами:

«Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат, была половина второго ночи.»
— Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»

«Неожиданно открылась дверь в комнату Ивана, и в нее вошло множество народа в белых халатах. Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

Глядя на видя учтивость свиты к профессору его «свиты», поэт Бездомный невольно сравнивает его с прокуратором из рассказа Воланда:

«Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения, и вход его получился поэтому очень торжественным. „Как Понтий Пилат!“ — подумалось Ивану.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

Профессор умный, интеллигентный. Характер описывается Булгаковым как дружелюбный, вежливый, милый: «…Доктор Стравинский, — представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно…», «…с … вежливыми манерами…», «…спросил Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью…».

Даже недолюбливающий интеллигентов Бездомный признает ум профессора:

«Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»

Василий Ливанов в роли Стравинского в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Василий Ливанов в роли Стравинского
в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)



Прототип


Место, где располагается клиника Стравинского, относится, по мнению исследователей, к числу «самых топографически „зашифрованных“ адресов» «Мастера и Маргариты». Среди предлагаемых булгаковедами вариантов — Волоколамское шоссе, 146 (ныне 84), где находится один из старых корпусов Клинической центральной больницы Министерства путей сообщения, сохранивший балконы с видом на бор и реку, а также Правобережная улица, 6а — там размещался особняк купца Сергея Павловича Патрикеева, комнаты которого в годы Первой мировой войны использовались в качестве госпитальных палат, оснащённых качественным оборудованием; позже в нём базировались советские медицинские учреждения.

Усадьба С. П. Патрикеева
Усадьба С. П. Патрикеева в Космодемьянском
1909 год. Архитектор Ф. О. Шехтель, 1907—1909

На счет того, кто из советских психиатров мог стать прообразом самого профессора Стравинского также выдвигаются разные версии. Борис Мягков считает, что к числу возможных прототипов следует отнести доктора медицинских наук Евгения Краснушкина, возглавлявшего Московский областной научно-исследовательский клинический институт. Михаил Афанасьевич был знаком с Краснушкиным с начала 1920-х годов и, вероятно, читал книгу его очерков, где зафиксирована история болезни пациента, страдающего шизофренией, который возрастом, родом деятельности и особенностями поведения напоминает Ивана Бездомного:

«Литератор, поэт, 23 лет, летом 1924 года у себя в комнате однажды увидел чёрта, который назвал себя по фамилии, вёл с ним беседу; чёрт уговаривал его бежать по улице с топором. Больной взял топор и побежал по Тверской... Больной взял топор и побежал по Тверской, был остановлен и арестован. В камере в тюрьме ему явился черт...».
— Е.К. Краснушкин, «Судебно-психиатрические очерки» (глава «Шизофрения»)

Иной точки зрения придерживается Борис Соколов, называющий возможным прототипом Стравинского профессора Григория Россолимо (1860—1928). В то же время, по словам Бориса Вадимовича, к созданию образа руководителя клиники мог быть причастен и литературный персонаж: речь идёт о Равино — владельце психиатрической больницы из повести Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo