Именно в эту клинику попадают пострадавшие от проделок Воланда и его свиты: поэт Бездомный, конферансье Бенгальский, председатель Босой, администратор Варенуха, директор Римский, и здесь же находит убежище от навалившихся на него несчастий Мастер.
«Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
Леонид Ярмольник в роли профессора Стравинского
в фильме «Воланд» (2023)
Роль в сюжете
В клинику Стравинского привозят Ивана Бездомного, после его безуспешной погони за Воландом и его свитой и драки в ресторане литераторов. Профессор сам принимает нового пациента, и внимательно выслушивает его рассказ про человека знакомого с Понтием Пилатом. Доктор не верит в безумную историю Бездомного, но общается с поэтом как с совершенно вменяемым, и в результате ставит ему диагноз — шизофрения усугубленная алкоголизмом:
— Двигательное и речевое возбуждение… Бредовые интерпретации… Случай, по-видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм…
Рюхин ничего не понял из слов доктора, кроме того, что дела Ивана Николаевича, видно, плоховаты, вздохнул и спросил:
— А что это он все про какого-то консультанта говорит?
— Видел, наверно, кого-то, кто поразил его расстроенное воображение. А может быть, галлюцинировал…
— Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»
Рюхин ничего не понял из слов доктора, кроме того, что дела Ивана Николаевича, видно, плоховаты, вздохнул и спросил:
— А что это он все про какого-то консультанта говорит?
— Видел, наверно, кого-то, кто поразил его расстроенное воображение. А может быть, галлюцинировал…
— Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»
На следующее утро Стравинский еще раз встречается с Бездомным. Он не называет поэта больны, но советует остаться на лечение в клинике, так как если он продолжит курсировать по Москве с рассказами о Понтии Пилате, то его уже через пару часов его доставят обратно в лечебницу.
Доктор предлагает Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию сформулировать письменно. Поэт соглашается.
В этой же клинике находит убежище от навалившихся на него несчастий Мастер. Позже сюда привозят и других москвичей пострадавших от проделок Воланда и его свиты:
- конферансье Жоржа Бенгальского;
- управдома Никанора Ивановича;
- администратора Варенуху;
- финдиректора Римского;
- всех сотрудников филиала зрелищной комиссии.
После «успешного» лечения их удается вернуть к нормальной жизни.
Доктор Стравинский со своей «свитой».
Иллюстрация Геннадия Калиновского
Клиника Стравинского
Профессор Александр Николаевич Стравинский является директором «знаменитой психиатрической клинике, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки», подобной которой в те годы в России не было и быть не могло. Учреждение оборудовано по последнему слову техники — небьющиеся стекла, система вызова персонала, автоматизация штор и .т.п.
«Полежав некоторое время неподвижно в чистейшей, мягкой и удобной пружинной кровати, Иван увидел кнопку звонка рядом с собою. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. Он ожидал какого-то звона или явления вслед за нажатием кнопки, но произошло совсем другое. В ногах Ивановой постели загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: „Пить“. Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: „Няня“. Само собою разумеется, что хитроумный цилиндр поразил Ивана. Надпись „Няня“ сменилась надписью „Вызовите доктора“.
— Гм… — молвил Иван, не зная, что делать с этим цилиндром дальше. Но тут повезло случайно: Иван нажал кнопку второй раз на слове „Фельдшерица“. Цилиндр тихо прозвенел в ответ, остановился, потух, и в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате…»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
— Гм… — молвил Иван, не зная, что делать с этим цилиндром дальше. Но тут повезло случайно: Иван нажал кнопку второй раз на слове „Фельдшерица“. Цилиндр тихо прозвенел в ответ, остановился, потух, и в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате…»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
«После этого Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному коридору и привели в громаднейших размеров кабинет. Иван, решив относиться ко всему, что есть в этом на диво оборудованном здании, с иронией, тут же мысленно окрестил кабинет „фабрикой-кухней“.
И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с блестящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками, множество склянок, и газовые горелки, и электрические провода, и совершенно никому не известные приборы.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с блестящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками, множество склянок, и газовые горелки, и электрические провода, и совершенно никому не известные приборы.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
Глядя на чудеса техники, Иван сравнивает клинику с гостиницей «Метрополь», но медсестра заявляет, что «такого оборудования нет нигде и за границей»:
«Женщина же тем временем, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу — веселый сосновый бор.
— Пожалуйте ванну брать, — пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:
— Ишь ты! Как в „Метрополе“!
— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
— Пожалуйте ванну брать, — пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:
— Ишь ты! Как в „Метрополе“!
— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
Клиника Стравинского
Иллюстрация Уве Шрамма (Uwe Schramm)
Описание персонажа
Возраст доктора Стравинского около сорока пяти лет. У него ухоженное лицо с острой бородкой и пронзительными черными глазами:
«Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат, была половина второго ночи.»
— Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»
— Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»
«Неожиданно открылась дверь в комнату Ивана, и в нее вошло множество народа в белых халатах. Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
Глядя на видя учтивость свиты к профессору его «свиты», поэт Бездомный невольно сравнивает его с прокуратором из рассказа Воланда:
«Вся свита оказывала ему знаки внимания и уважения, и вход его получился поэтому очень торжественным. „Как Понтий Пилат!“ — подумалось Ивану.»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
Профессор умный, интеллигентный. Характер описывается Булгаковым как дружелюбный, вежливый, милый: «…Доктор Стравинский, — представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно…», «…с … вежливыми манерами…», «…спросил Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью…».
Даже недолюбливающий интеллигентов Бездомный признает ум профессора:
«Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
— Глава 8 «Поединок между профессором и поэтом»
Василий Ливанов в роли Стравинского
в сериале «Мастер и Маргарита» (2005)
Прототип
Место, где располагается клиника Стравинского, относится, по мнению исследователей, к числу «самых топографически „зашифрованных“ адресов» «Мастера и Маргариты». Среди предлагаемых булгаковедами вариантов — Волоколамское шоссе, 146 (ныне 84), где находится один из старых корпусов Клинической центральной больницы Министерства путей сообщения, сохранивший балконы с видом на бор и реку, а также Правобережная улица, 6а — там размещался особняк купца Сергея Павловича Патрикеева, комнаты которого в годы Первой мировой войны использовались в качестве госпитальных палат, оснащённых качественным оборудованием; позже в нём базировались советские медицинские учреждения.
Усадьба С. П. Патрикеева в Космодемьянском
1909 год. Архитектор Ф. О. Шехтель, 1907—1909
На счет того, кто из советских психиатров мог стать прообразом самого профессора Стравинского также выдвигаются разные версии. Борис Мягков считает, что к числу возможных прототипов следует отнести доктора медицинских наук Евгения Краснушкина, возглавлявшего Московский областной научно-исследовательский клинический институт. Михаил Афанасьевич был знаком с Краснушкиным с начала 1920-х годов и, вероятно, читал книгу его очерков, где зафиксирована история болезни пациента, страдающего шизофренией, который возрастом, родом деятельности и особенностями поведения напоминает Ивана Бездомного:
«Литератор, поэт, 23 лет, летом 1924 года у себя в комнате однажды увидел чёрта, который назвал себя по фамилии, вёл с ним беседу; чёрт уговаривал его бежать по улице с топором. Больной взял топор и побежал по Тверской... Больной взял топор и побежал по Тверской, был остановлен и арестован. В камере в тюрьме ему явился черт...».
— Е.К. Краснушкин, «Судебно-психиатрические очерки» (глава «Шизофрения»)
— Е.К. Краснушкин, «Судебно-психиатрические очерки» (глава «Шизофрения»)
Иной точки зрения придерживается Борис Соколов, называющий возможным прототипом Стравинского профессора Григория Россолимо (1860—1928). В то же время, по словам Бориса Вадимовича, к созданию образа руководителя клиники мог быть причастен и литературный персонаж: речь идёт о Равино — владельце психиатрической больницы из повести Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».