Разговор Воланда с Левием Матвеем в романе «Мастер и Маргарита»

Одним из самых значимых эпизодов романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова является разговор Левия Матвея с Воландом.

Левий Матвей сам является к Воланду чтобы передать просьбу Иешуа — подарить Мастеру и его возлюбленной заслуженный покой.

Этот эпизод описан 29-й главе романа («Судьба мастера и Маргариты определена»)


Явление Левия Матвея


После окончания ежегодного бала сатаны и знакомства Воланда с Мастером, он, собирается покинуть земной мир.

На закате Воланд и Азазелло, одетые в черное, стоят на террасе одного из старинных зданий Москвы. Следя за временем при помощи солнечных часов в виде воткнутой в пол шпагой (образующей тень в виде креста), они наблюдают за дымом от пожаров устроенных Коровьевым и котом Бегемотом:

«Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны»

Воланд и Левий Матвей
Воланд и Левий Матвей
Иллюстрация Александра Костина

Перед ними появляется Левий Матвей. Он выражает Воланду свое презрение, заявив, что не хочет, чтобы тот «здравствовал»:

Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.
— Ба! — воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, — менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
— Я к тебе, дух зла и повелитель теней, — ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
— Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? — заговорил Воланд сурово.
— Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, — ответил дерзко вошедший.

Воланд открыто называет Левия глупцом, и провоцирует к спору, но тот не идет на поводу. Он считает Воланда «старым софистом», намекая, что благодаря своему красноречию Воланд способен истину сделать ложью, а любую ложь может сделать «истиной»:

— Но тебе придется примириться с этим, — возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, — не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, — в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.
— Я не буду с тобой спорить, старый софист, — ответил Левий Матвей.
— Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, — ты глуп

Левий сообщает, что «он» — имеется в виду Иешуа — прочел роман мастера и просит Воланда подарить автору и его возлюбленной заслуженный покой:

— Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?
— Он прислал меня.
— Что же он велел передать тебе, раб?
— Я не раб, — все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, — я его ученик.
— Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак…
— Он прочитал сочинение мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

Воланд обещает исполнить, но интересуется, почему Мастера не берут «к себе, в свет», Матвей возражает, что света он не заслужил, но заслужил покой:

— Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно. — Он помолчал и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет?
— Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий.
— Передай, что будет сделано, — ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: — И покинь меня немедленно.
— Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, — в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
— Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.
Левий Матвей после этого исчез, а Воланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему:
— Лети к ним и все устрой.
Азазелло покинул террасу, и Воланд остался один.


В это же время Мастер и Маргарита разговаривают о произошедшем с ними:

«Разговор этот шел на закате солнца, как раз тогда, когда к Воланду явился Левий Матвей на террасе.»
— Глава 30.



Значение


Эпизод встречи Левия Матвея с Воландом имеет важное значение для понимания романа. Именно из него читатель узнает, что в булгаковском мире присутствует диалог между Светом и Тьмой. Посланник Иешуа не в первый раз встречается с «повелителем теней»:

«Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются»
— Глава 29

При этом возникает закономерный вопрос — почему Левий Матвей, неверно истолковывавший учения Иешуа, является его посланником, и насколько его слова являются правдивы:

— Нет, нет, игемон, — весь напрягаясь в желании убедить, заговорил арестованный, — ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.
— Кто такой? — брезгливо спросил Пилат и тронул висок рукой.
— Левий Матвей, — охотно объяснил арестант
— Глава 2

Как известно, сам Иешуа не разделял людей на хороших и плохих, утверждая, что «все люди добрые»:

— А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, — ответил арестант, — злых людей нет на свете.
— Впервые слышу об этом, — сказал Пилат, усмехнувшись, — но, может быть, я мало знаю жизнь!
— Глава 2


Помимо этого, из диалога становится ясно, что помимо Ада и Рая, существует некое место, в котором не заслуживший света Мастер обретает «заслуженный покой»:

«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом.»
— Глава 32

Левий Матвей называет Воланда «старым софистом», заставляя читателя задуматься над истинностью слов персонажа, и над истинными мотивами его поступков:

«Я не буду с тобой спорить, старый софист, — ответил Левий Матвей.»
— Глава 29

Тень от шпаги Воланда. Иллюстрация Сергея Тюнина к «Мастеру и Маргарите»
Тень от шпаги Воланда
Иллюстрация Сергея Тюнина к «Мастеру и Маргарите»


2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo