Софисты, софистика и софизм — близкие понятия, разное значение

Софисты (др.-греч. σοφιστής — «мудрец, знаток, мастер, создатель») — термин имеющий различное значение в разные исторические периоды:

  • В VIII–VI веках до н. э. софистами называли знатоков своего ремесла.
  • VI–V веках до н. э. — мудрых людей и ораторов.
  • В V–IV веках до н. э. — платных преподавателей, представителей философского направления известного как софизм.
  • В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении, в том числе при помощи ложный аргументов.

Отрицательный смысл


Со времен Гомера (VIII–VII век до н. э.) софистами называли знатоков своего ремесла, в том числе скульпторов, художников, колесничих и т. д., однако постепенно это слово стало обозначать общую мудрость и особенно мудрость в человеческих делах, таких как политика, этика и ведение домашнего хозяйства. Именно в этом значении софистами называли семь греческих мудрецов VII и VI веков до нашей эры (в их числе Солон и Фалес).

Во второй половине V века до н. э., термин «софист» стал обозначать класс в основном странствующих интеллектуалов, которые преподавали знатной молодежи курсы по различным предметам, размышляли о природе языка и культуры и использовали риторику для достижения своих целей.

Негативное отношение к себе софисты получили из-за постоянного самовосхваления и использования в своих рассуждениях не строго логических доводов, а иногда и откровенного абсурда. Ярким примером является известный софизм («рогатый»), приписываемый Евбулиду: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога».

При этом, некоторые софисты утверждали, что могут найти ответы на все вопросы.

Платон определяет софиста как корыстного человека, который постоянно «охотится» за незрелыми молодыми людьми, которые готовы платить ему за обучение, торговца знаниями, мастера словесных состязаний, не дающих никаких плодов и подражателя истинному философу.

Софизм


Софизм — формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

Исторически с понятием «софизм» неизменно связывают идею о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора (ок. 485 — 410 до н. э.) о том, что задача софиста — представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде.


Аристотель называл софизмом «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения кажется верной и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих софизмов, их «логичность» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой:

  • Логической — подмена основной мысли (тезиса) доказательства, или принятие ложных посылок за истинные, несоблюдение допустимых способов рассуждения, использование «неразрешённых» или даже «запрещённых» правил или действий, например деления на нуль в математических софизмах.

  • Семантической — возникающей за счёт метафоричности речи, омонимии или полисемии слов, амфиболий и пр., нарушающих однозначность мысли и приводящих к смешению значений терминов;

Протагор
Протагор (ок. 485 — 410 до н. э.) из Абдер — древнегреческий философ, виднейший представитель софистов, один из родоначальников софизма. Автор тезиса «Человек есть мера всех вещей».


2025 © TheOcrat (Феократ) Quotes — мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах.
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo