Печорин встречает Веру в Пятигорске спустя несколько лет после расставания, и понимает, что их чувства не исчезли. К этому времени Вера второй раз вышла замуж за старичка к которому «относится как к отцу», и у нее есть сын от первого брака, но она не в силах противостоять своим чувствам, и тайно встречается с Печориным.
В конце-концов, муж Веры узнает о измене и, обозвав ее «грубым словом», увозит ее из города.
Григорий Печорин и Вера
Сериал «Герой нашего времени», 2006
Внешность
О внешности Веры известно не много. Печорин акцентирует внимание на ее чувствах, а не облике. Краткое описание внешности дает доктор Вернер.
Вера — хорошенькая блондинка среднего роста с правильными чертами, и выразительным лицом. Она больна, и По прибытию на воды в Пятигорск, у нее «чахоточный» вид:
«…какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? — она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию.
— Родинка! — пробормотал я сквозь зубы. — Неужели?»
— Родинка! — пробормотал я сквозь зубы. — Неужели?»
Одной из главных примет Веры, по которой Печорин сразу узнает ее, является родинка на щеке:
«Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо.»
Эта черта сближает героиню с возлюбленной самого Лермонтова — Варварой Лопухиной (Бахметевой), но у последней была родинка над бровью. Впрочем, известно, что в черновых материалах к роману, и родинка Веры находилась над бровью (как у Варвары Бахметевой) в окончательном варианте переместилась на щёку, чтобы «отвести возможные догадки о чересчур близком сходстве».
Возраст
Возраст героини в романе не указан, но можно предположить, что она несколько младше Печорина, или его сверстница. То есть, Вере 20 — 25 лет.
Образ
Вера является родственницей княгини Лиговской и ее дочери княжны Мери:
«…какая‑то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу…»
Она замужем за богатым, хромым старичком Семеном Васильевичем Г…в но не любит его и вышла за него ради сына от первого брака:
«Муж Веры, Семен Васильевич Г…в, дальний родственник княгини Лиговской. Он живет с нею рядом»
«Она решительно не хочет, чтоб я познакомился с ее мужем — тем хромым старичком, которого я видел мельком на бульваре: она вышла за него для сына. Он богат и страдает ревматизмами. Я не позволил себе над ним ни одной насмешки: она его уважает, как отца, — и будет обманывать, как мужа…»
Вероятно, Вера с мужем приехали в на лечебные воды в Пятигорск, чтобы поправить здоровье женщины. Она больна какой-то тяжелой болезнью:
«Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается, я боюсь, чтобы не было у нее чахотки или той болезни, которую называют fievre lente [медленная лихорадка] — болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия.»
«О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью: я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день…»
«О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью: я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день…»
На Кавказе Вере становится лучше. Печорин связывает это с целебной силой горного воздуха, но возможно причина кроется в вновь вспыхнувшей любовью:
«Живительный горный воздух возвратил ей цвет лица и силы. Недаром Нарзан называется богатырским ключом.»
Любовь к Печорину
За несколько лет до событий описанных в романе, у Веры были любовные отношения с Григорием Печориным, и тогда она тоже была в браке:
«Я ее не видал еще, но уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…»
Их отношения были непростыми, но даже после расставания она не разлюбила Печорина:
— Скажи мне, — наконец прошептала она, — тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…
— Ее голос задрожал, она склонилась ко мне и опустила голову на грудь мою. «Может быть, — подумал я, — ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»
— Ее голос задрожал, она склонилась ко мне и опустила голову на грудь мою. «Может быть, — подумал я, — ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»
«Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.»
Встретив Печорина в Пятигорске, она не в силах противостоять своим чувствам:
«Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу…»
— из письма Веры
— из письма Веры
Вера признается, что любит Печорина не смотря ни на что, и хотя ее болезнь становится все тяжелее, она думает только о нем:
«О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью: я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день… и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе. Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.»
Печорин поражается тем, что она так сильно любит его, не смотря на все его недостатки:
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?..»
Он называет ее «единственной женщиной в мире», которую он не в силах обмануть:
«Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, — я ее не обману; она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть. Я знаю, мы скоро разлучимся опять и, может быть, на веки: оба пойдем разными путями до гроба; но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда и она мне верит, хотя говорит противное.»
Она сильно любит Печорина, и боится за него больше чем за себя. Так, узнав о его дуэли с Грушницким, она переживает за возлюбленного не боясь, что муж догадается о ее измене:
«Нынче поутру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. Видно, я очень переменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти при мысли, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума… но теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты умер без меня, невозможно! Мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала… верно, я ему сказала, что я тебя люблю… Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел.»
В отношениях с Печориным Вера жертвует собой, но не в чем не винит возлюбленного:
«Я не стану обвинять тебя — ты поступил со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала… Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что-то была надежда напрасная.»
Прощаясь с Печориным навсегда, она уверенна, что уже никогда не полюбит другого:
«Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет!»
Подробнее об отношениях Печорина и Веры в романе «Герой нашего времени»
Лермонтов и Лопухина
Вероятно, прототипом отношений Григория Печорина и Веры, являются отношения самого Лермонтова с Варварой Лапухиной (1815 — 1851).
Лермонтов познакомился с Лопухиной которую привезли в Москву на «ярмарку невест», в 1831 году. Поэт влюбился в юную девушку не похожую на московских барышень, и в последствии посвящал ей свои произведения и рисовал ее портреты. Но их отношениям помешало зачисление Лермонтова в школу юнкеров и отъезд в Петербург в 1832 году.
«Будучи студентом, Лермонтов был страстно влюблён ... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная.... Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы же были дети и сильно дразнили ее, у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «у Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она , добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей»
— Аким Павлович Шан-Гирей
— Аким Павлович Шан-Гирей
В декабре 1835 года они снова встретились в Москве. Незадолго до этого, Варвара вышла замуж за уже немолодого Н.Ф.Бахметева (1798 — 1884). Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал.
Варвара Лопухина (Бахметева)
Акварель Михаила Лермонтова, 1835 г.
По мнению первого биографа Лермонтова Павла Висковатого: Н. Ф. Бахметеву казалось, что все, читавшие Княжну Мэри, узнавали в образе Веры и её мужа чету Бахметевых.
На биографичность образа указывает и внешнее сходство Веры и Варвары Лопухиной с Верой. В черновых материалах к роману, родинка Веры находилась над бровью (как у Варвары) но в окончательном варианте переместилась на щёку, чтобы «отвести возможные догадки о чересчур близком сходстве».