Квартира (подвал) Мастера в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

Подвальная квартира Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова является важной деталью романа, расскрывающей характеры героя и его возлюбленной Маргариты.

Дом Мастера и Маргариты. Иллюстрация Геннадия Калиновского
Дом Мастера.
Иллюстрация Геннадия Калиновского

Описание квартиры Мастера


Судя по всему, раньше Мастер жил в коммунальной квартире, но выиграв в лотерее 100 тысяч рублей, он арендует у застройщика небольшую квартирку. Здесь он полностью посвящает себя работе над романом о прокураторе Иудеи Понтии Пилате:

«Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.»
— Глава 13

Квартирка эта представляла из себя две комнаты в подвале маленького особнячка в одном из тихих Арбатских переулков:

«Так, стало быть, в Арбатский подвал? А кто же будет писать? А мечтания, вдохновение?»
— Глава 24


«Через час в подвале маленького домика в одном из Арбатских переулков, в первой комнате, где было все так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.»
— Глава 24

По словам Мастера, одна комната была «громадной» — «четырнадцать метров», в этой комнате располагалась раковина. Фактически, большая комната выполняла роль гостиной, кухни и ванной одновременно. Для сравнения, площадь спальни в типичной «хрущевке» составляет 13 квадратных метров. Вторую комнату герой называет «совсем малюсенькой»:

«Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так… вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!»
— Глава 13

Квартирка которую он снял была по крайней мере скромной: сырая, закопченная от дыма печки, с маленькими окнам выходящими прямо на тротуар. Обстановка также была очень скромной, но Мастер видел во всем этом лишь преимущества:

«Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени.»
— Глава 13

Но больше всего его радовала даже не сама квартира, а небольшой садик с сиренью:

«Ах, какая у меня была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу.»
— Глава 13


«Дворик-то этот был тем и хорош, что всегда был пуст. С каждым днем все сильнее зеленеющие липы и ветла за окном источали весенний запах, и начинающийся ветерок заносил его в подвал.»
— Глава 30

К тому же, из-за того, что часть квартиры находилась ниже уровня земли (сейчас такие квартиры называют цокольными или полуподвальными), в сильные дожди был риск ее затопления:

«Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель.»
— Глава 13

Но именно в этой квартире Мастер, пусть и ненадолго обрел свое счастье. Он встретил Маргариту и они полюбили друг-друга. Женщина предпочла подвальчик возлюбленного особняку мужа:

«Ивану стало известным, что мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны. Иван представлял себе ясно уже и две комнаты в подвале особнячка, в которых были всегда сумерки из-за сирени и забора. Красную потертую мебель, бюро, на нем часы, звеневшие каждые полчаса, и книги, книги от крашеного пола до закопченного потолка, и печку.»
— Глава 13

Но их счастье продлилось недолго. После того, как Мастер завершил свой роман, и на него обрушился шквал критики. Мастер стал постепенно сходить с ума. Этим решил воспользоваться некий Алоизий Могарыч. Он представился Мастеру журналистом живущим в похожей квартирке не подалеку, и сумел завоевать его доверие. Новый друг помогал Мастеру в работе над романом, но Маргарите он сразу не понравился:

«Я узнал, что он холост, что живет рядом со мной примерно в такой же квартирке, но что ему тесно там, и прочее. К себе как-то не звал. Жене моей он не понравился до чрезвычайности. Но я заступился за него.»
— Глава 13

Вскоре в дверь к Мастеру постучали… Вероятно это была милиция. Позже выяснится, что новый друг Мастера, Алоизий Могарыч, рассчитывая захватить его жилплощадь, написал на него ложный донос о хранении запрещенной литературы. Когда Мастер вернулся в свой дворик, он обнаружил, что в его квартире уже живут другие люди:

«Да, так вот, в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике. Сзади меня были сугробы, скрывшие кусты сирени, а впереди меня и внизу — слабенько освещенные, закрытые шторами мои оконца, я припал к первому из них и прислушался — в комнатах моих играл патефон. Это все, что я расслышал.»
— Глава 13

После этого герой оказывается в психиатрической лечебнице, где проводит 4 месяца. У него появляется возможность сбежать, но идти ему больше некуда:

— Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.
— Нет, — твердо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.
— Глава 13

Чудо случается весной — в один момент он неожиданно оказывается в какой-то квартире, где видит Маргариту, а также Воланда и его свиту. Маргарита просит Воланда вернуть ее и ее возлюбленного в их арбатский подвальчик, где они были так счастливы, но Мастер возражает, что в квартире уже живут другие люди:

 — Нет, не оставлю, — ответила Маргарита и обратилась к Воланду: — Прошу вас опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было.
Тут мастер засмеялся и, обхватив давно развившуюся кудрявую голову Маргариты, сказал:
— Ах, не слушайте бедную женщину, мессир. В этом подвале уже давно живет другой человек, и вообще не бывает так, чтобы все стало, как было. — Он приложил щеку к голове своей подруги, обнял Маргариту и стал бормотать: — Бедная, бедная…
— Глава 13

После этого, новый жилец, Алоизий Могарыч появляется перед Воландом. Оказывается, что он уже успел пристроить к кварте ванную комнату:

— Я ванну пристроил, — стуча зубами, кричал окровавленный Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу, — одна побелка… купорос…
— Ну вот и хорошо, что ванну пристроил, — одобрительно сказал Азазелло, — ему надо брать ванны, — и крикнул: — Вон!
Тогда Могарыча перевернуло кверху ногами и вынесло из спальни Воланда через открытое окно.
— Глава 13

Помощник Воланда, Коровьев, удаляет из домовой книги запись о Могарыче, и возвращает квартиру Мастеру:

— Нет документа, нет и человека, — удовлетворенно говорил Коровьев, — а это — домовая книга вашего застройщика?
— Да-а…
— Кто прописан в ней? Алоизий Могарыч? — Коровьев дунул в страницу домовой книги, — раз, и нету его, и, прошу заметить, не было. А если застройщик удивится, скажите, что ему Алоизий снился. Могарыч? Какой такой Могарыч? Никакого Могарыча не было. — Тут прошнурованная книга испарилась из рук Коровьева. — И вот она уже в столе у застройщика.
— Глава 13

Влюбленные ненадолго возвращаются в свою квартирку, но вскоре Воланд забирает их в иной мир. На прощание они сжигают подвал, и в этом огне сгорает вся прежняя жизнь Мастера и Маргариты:

— Тогда огонь! — вскричал Азазелло, — огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем.
— Огонь! — страшно прокричала Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору в сторону. В небе прогремело весело и кратко. Азазелло сунул руку с когтями в печку, вытащил дымящуюся головню и поджег скатерть на столе. Потом поджег пачку старых газет на диване, а за нею рукопись и занавеску на окне. Мастер, уже опьяненный будущей скачкой, выбросил с полки какую-то книгу на стол, вспушил ее листы в горящей скатерти, и книга вспыхнула веселым огнем.
— Гори, гори, прежняя жизнь!
— Гори, страдание! — кричала Маргарита.
— Глава 30. Пора! Пора!


уцацу
Примерно так мог выглядеть дом в котором Мастер «нанял» квартиру.
Картина «Первая зелень. Плотников переулок», Е.И. Куманьков.

Прототип


Исследователи не сходятся во мнении, о том, где именно находился дом Мастера. Наиболее вероятно, что он находился по адресу: г. Москва, Мансуровский пер., д. 9.

По воспоминаниям современников, этот дом некогда принадлежал актёру Малого театра С. Топленинову, к которому Булгаков часто захаживал в гости. Топленинову писатель одному из первых дал прочитать свой роман. Тут был изумлён: «Так это ты наш подвал описал?». После Топленинова в этой квартире жил друг Булгакова, драматург Сергей Александрович Ермолинский (1900—1984), которого считают прототипом Алоизия, занявшего квартиру Мастера.

Дом Мастера в Мансуровском 9
Вероятный дом Мастера.
г. Москва, Мансуровский пер., 9

По другой версии, герой жил в доме № 10 в Плотниковом переулке.

2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo