Александр Рюхин в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Александр Рюхин — эпизодический персонаж романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Бездарный революционный поэт не верующий «ни во что из того, что пишет», член МАССОЛИТа. Один из двенадцати литераторов ожидающих Берлиоза.

Поэт Бездомный характеризует его как «типичного кулачка» который «тщательно маскируется под пролетария», «бездарность Сашку».

«Да, стихи… Ему — тридцать два года! В самом деле, что же дальше? — И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. — До старости? — Да, до старости. — Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? «Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! — безжалостно обращался к самому себе Рюхин, — не верю я ни во что из того, что пишу!..»
— Глава 6 «Шизофрения, как и было сказано»


В сюжете романа



Рюхин упоминается всего в нескольких эпизодах. Впервые появляется в 5-й главе, в сцене появления Ивана Бездомного в писательском ресторане, где Иван пытается предупредить посетителей о прибытии Воланда. Рюхин вместе с милиционером и «Пантелеем из буфетной» отвозят Бездомного в психологическую лечебницу:

«Через четверть часа чрезвычайно пораженная публика не только в ресторане, но и на самом бульваре и в окнах домов, выходящих в сад ресторана, видела, как из ворот Грибоедова Пантелей, швейцар, милиционер, официант и поэт Рюхин выносили спеленатого, как куклу, молодого человека, который, заливаясь слезами, плевался, норовя попасть именно в Рюхина, давился слезами и кричал:
— Сволочь!»
— Глава 5

По видимому Рюхин давно знаком с директором клиники, доктором Стравинским:

Увидев вошедшего, Рюхин побледнел, кашлянул и робко сказал:
— Здравствуйте, доктор.
Доктор поклонился Рюхину, но, кланяясь, смотрел не на него, а на Ивана Николаевича.
— Глава 6

Взглянув в глаза Ивана, Рюхин понимает, что тот абсолютно вменяем, и его зря привезли в лечебницу. Но он никому не говорит об этом:

«Батюшки! — испуганно подумал Рюхин, — да он и впрямь нормален? Вот чепуха какая! Зачем же мы, в самом деле, сюда-то его притащили? Нормален, нормален, только рожа расцарапана…»
— Глава 6

В клинике Рюхин получает от Бездомного крайне нелестную аттестацию. Иван именует сотоварища «гнидой», «идиотом», «балбесом и бездарностью Сашкой»:

— …я подам жалобу на вас всех. А на тебя в особенности, гнида! — отнесся он отдельно к Рюхину.
— А на что же вы хотите пожаловаться?
— На то, что меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом! — в гневе ответил Иван.
— Глава 6

«Слава те господи! Нашелся наконец хоть один нормальный среди идиотов, из которых первый — балбес и бездарность Сашка!
— Кто этот Сашка-бездарность? — осведомился врач.
— А вот он, Рюхин! — ответил Иван и ткнул грязным пальцем в направлении Рюхина.
Тот вспыхнул от негодования.
«Это он мне вместо спасибо! — горько подумал он, — за то, что я принял в нем участие! Вот уж, действительно, дрянь!»
— Типичный кулачок по своей психологии, — заговорил Иван Николаевич, которому, очевидно, приспичило обличать Рюхина, — и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… «Взвейтесь!» да «развейтесь!»… А вы загляните к нему внутрь — что он там думает… вы ахнете! — и Иван Николаевич зловеще рассмеялся.»
— Глава 6

Судя по всему, именно Рюхин помог Бездомному вступить в МАССОЛИТ:

«Рюхин тяжело дышал, был красен и думал только об одном, что он отогрел у себя на груди змею, что он принял участие в том, кто оказался на поверку злобным врагом. И главное, и поделать ничего нельзя было: не ругаться же с душевнобольным?!»
— Глава 6

Слова Бездомного были очень обидны для Рюхина понимающего, что они правдивы:

«Настроение духа у едущего было ужасно. Становилось ясным, что посещение дома скорби оставило в нем тяжелейший след. Рюхин старался понять, что его терзает. Коридор с синими лампами, прилипший к памяти? Мысль о том, что худшего несчастья, чем лишение разума, нет на свете? Да, да, конечно, и это. Но это — так ведь, общая мысль. А вот есть что-то еще. Что же это? Обида, вот что. Да, да, обидные слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда.»
— Глава 6

Из клиники для душевнобольных Рюхин возвращается в Москву в кузове грузовика. В дороге он рассуждает о собственной жизни и приходит к неутешительному выводу, что и сам не верит в то, что пишет:

Поэт не глядел уже по сторонам, а, уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя.
Да, стихи… Ему — тридцать два года! В самом деле, что же дальше? — И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. — До старости? — Да, до старости. — Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? «Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! — безжалостно обращался к самому себе Рюхин, — не верю я ни во что из того, что пишу!..»
— Глава 6

Возвратившись в Москву, грузовик попадает в затор «близёхонько» от памятника Пушкину на Тверском бульваре. Глядя на памятник великому поэту, автор «звучных стихов к первому числу» поднимается во весь рост и обращается к монументу с обличающей речью, обвиняя Пушкина в том, что тот не создал ничего стоящего, а стал знаменит лишь благодаря тому, что его застрелил Дантес:

Какие-то странные мысли хлынули в голову заболевшему поэту. «Вот пример настоящей удачливости… — тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, — какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не понимаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: «Буря мглою…»? Не понимаю!.. Повезло, повезло! — вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, — стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…»
— Глава 6

Вернувшись в ресторан Рюхин заказывает водочки и до самого утра пьет рюмку за рюмкой:

«Не будь Рюхин так истерзан в клинике и на грузовике, он, наверно, получил бы удовольствие, рассказывая о том, как все было в лечебнице, и украшая этот рассказ выдуманными подробностями. Но сейчас ему было не до того, а кроме того, как ни мало был наблюдателен Рюхин, — теперь, после пытки в грузовике, он впервые остро вгляделся в лицо пирата и понял, что тот хоть и задает вопросы о Бездомном и даже восклицает «Ай-яй-яй!», но, по сути дела, совершенно равнодушен к судьбе Бездомного и ничуть его не жалеет. «И молодец! И правильно!» — с цинической, самоуничтожающей злобой подумал Рюхин и, оборвав рассказ о шизофрении, попросил:
— Арчибальд Арчибальдович, водочки бы мне…
Пират сделал сочувствующее лицо, шепнул:
— Понимаю… сию минуту… — и махнул официанту.
Через четверть часа Рюхин, в полном одиночестве, сидел, скорчившись над рыбцом, пил рюмку за рюмкой, понимая и признавая, что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть.
Поэт истратил свою ночь, пока другие пировали, и теперь понимал, что вернуть ее нельзя.»
— Глава 6


Происхождение имени


Фамилия Рюхин — от слова «рюха», со значением «свинья», приводимое Владимиром Далем. «Рюхать» — хрюкать.

Имя «Сашка» — сниженное от Александр, пародийное к Александру Пушкину, как и повторение Рюхиным в грузовике образа чугунного памятника. Также пародируется пушкинский сюжет — бунтарский порыв Евгения в «Медном всаднике».

В ранней версии — Пашка, сниженное от Павел (имя апостола Павла, что перекликается с цифрой 12 — количеством собравшихся литераторов собравшихся на заседание МАССОЛИТа).

Прототип


Рюхин — литературное отражение всех революционных поэтов, основной чертой творчества которых было использование заезженных штампов («Взвейтесь!» да «развейтесь»).

По мнению некоторых исследователей, в том числе Бориса Гаспарова, поэт Рюхин имеет сходство с Владимиром Маяковским. Оба поэта писали стихи к первому мая (в частности Маяковский написал лозунговый стих к 1 мая 1924 года). А в стихотворении «Юбилейное» Маяковский так же, как и Рюхин, обращается к памятнику Пушкину, и так же упоминает Дантеса.

По другой версии, основным прототипом персонажа мог стать поэт Александр Алексеевич Жаров, автор пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» (1922).

2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo