Лебезятников в романе «Преступление и наказание»

Андрей Семенович Лебезятников — персонаж романа романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Приятель Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Молодой чиновник служащий в каком-то министерстве, представитель так называемых «новых людей». Человек считающий себя высокообразованным и пропагандирующий «модные» взгляды, но с трудом изъясняющийся даже на родном русском языке. Именно в его квартире временно останавливается Лужин по прибытию в Петербург.

Лебезятников
Сергей Бехтерев в роли Лебезятникова в сериале «Преступление и наказание» (2007)


Внешность


Это молодой человек маленького роста, худосочный и болезненный на вид, со светлыми волосами и нелепыми бакенбардами, похожими на котлеты. У Лебезятникова скверное зрение и постоянно болят глаза:

«Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.»
— Часть 5, Глава I

«…проговорил Лебезятников, строго смотря на него своими подслеповатыми глазками…»
— Часть 5, Глава III

«Белокурая физиономия господина Лебезятникова заглянула в комнату.»
— Часть 5, Глава IV

У Лебезятникова заносчивый характер и манеры самоуверенного человека. Такое поведение в глазах других персонажей выглядит смешно, поскольку не соответствует внешности героя. Лужин называет Лебезятникова милым молодым человеком. Лебезятников — «добренький», с мягким сердцем:

«Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно.»
— Часть 5, Глава I


Цитатная характеристика


Лебезятников — молодой чиновник, который служит в минестерстве. По видимому, его деятельность связана с адвокатурой, так как в романе упоминается, что он был подопечным Лужна:

— Да, Андрей Семеныч Лебезятников, служащий в министерстве. Изволите знать?
— Да... нет... — ответил Раскольников.
— Извините, мне так показалось по вашему вопросу. Я был когда-то опекуном его... очень милый молодой человек...
— Часть 2, Глава V

Он небогат, у него почти никогда нет денег. Между тем, он отказывается ссужать пьяницу Семена Мармеладова деньгами на водку не потому, что их у него нет, а по «науке», согласно требованиям «политической экономии»:

«Андрей Семенович, у которого никогда почти не бывало денег, ходил по комнате и делал сам себе вид, что смотрит на все эти пачки равнодушно и даже с пренебрежением.»
— Часть 5, Глава I

«Ведь он знает же, что я не отдам. Из сострадания? Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия.»
— Часть 1, Глава II

Лебезятников считает себя образованным человеком, но при этом не только не знает ни одного иностранного языка, но и не умеет хорошо объясняться по-русски:

«Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка)…»
— Часть 5, Глава III

Даже Лужин, называющий себя другом и опекуном Лебезятникова, со временем начинает понимать, что на сам деле он глуп и не пользуется уважением даже в своем кружке:

«Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса…»
— Часть 5, Глава I

Он старается казаться «независимым» и «протестующим» человеком, но на деле он не всегда смеет протестовать даже против своего друга:

«…Лебезятников, который, вообще говоря, несмотря на всю свою «независимость» и на все «протесты», как-то не смел оппонировать Петру Петровичу…»
— Часть 5, Глава I

Он пропагандирует прогрессивные и новаторские идеи, о которых он читал или слышал; но при этом настоящей сути этих идей он, судя по всему, не понимает, поэтому и извращает их самым ужасным образом. К примеру, он пропагандирует равенство полов, считает мужчину и женщину равными существами, и на основе этого доказывает, что женщин можно бить:

«…я даже думал, что если уж принято, что женщина равна мужчине во всем, даже в силе (что уже утверждают), то, стало быть, и тут должно быть равенство.»
— Часть 5, Глава I

Так, когда между ним и Катериной Мармеладовой произошел неприятный инцидент, та на него кинулась, не стерпев обиды, а Лебезятников в ответ избил ее (со слов господина Мармеладова и господина Лужина):

«…господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла…»
— Часть 1, Глава II

По словам же Лебезятникова, он просто отпихнул женщину (что вряд ли является правдой):

«Это всё вздор и клевета! — вспыхнул Лебезятников, который постоянно трусил напоминания об этой истории…»
— Часть 5, Глава I

«Я просто тогда защищался. Она сама первая бросилась на меня с когтями… Она мне весь бакенбард выщипала… Всякому человеку позволительно, надеюсь, защищать свою личность. К тому же я никому не позволю с собой насилия… По принципу. Потому это уж почти деспотизм. Что ж мне было: так и стоять перед ней? Я ее только отпихнул.»
— Часть 5, Глава I

Жизненные принципы героя включают представления об идеальном обществе, которое наступит в будущем, — о своего рода коммунизме:

«…Андрей Семенович, пустился было развивать перед ним свою любимую тему о заведении новой, особой «коммуны»…»
— Часть 5, Глава I

При этом персонаж считает, что в обществе не должно быть сострадания, а благотворительность вредна, и обеспеченные люди не должны помогать бедным:

«…зная, что я противных убеждений и отрицаю частную благотворительность, ничего не исцеляющую радикально?»
— Часть 5, Глава III

Лебезятников склонен плыть по течению и поддаваться веяниям моды. Даже сторонником «прогрессивных идей» он стал только из-за того, что это модно среди молодёжи:

«Прикомандировался же он к прогрессу и к «молодым поколения нашим» — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат.»
— Часть 5, Глава I

Местом, где герой пропагандирует «модные» идеи, стал дом, где он живет. В своей «протестной» деятельности герой ограничивается тем, что дает читать «вольнодумные» книги соседям, например, Соне Мармеладовой:

«…уже не берет у меня больше книг. А прежде брала. Она великолепно, например, поняла вопрос о целовании рук, то есть что мужчина оскорбляет женщину неравенством, если целует у ней руку… Теперь я толкую ей вопрос свободного входа в комнаты в будущем обществе.»
— Часть 5, Глава I


Лебезятников и Соня Мармеладова


Лебезятников нередко противоречит своим же идеям. Так, узнав о том, чем занимается Соня ради хоть какого-то заработка, он сначала пристаёт к ней и домогается, потом требует выселить её из дома «за непристойное поведение», а затем опять утверждает, что уважает её и считает её занятие (проституцию) смелым вызовом дремучим предрассудкам:

«…да и господин Лебезятников… гм… Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: «Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?»
— Часть 5, Глава II

«Что же касается до Софьи Семеновны лично, то в настоящее время я смотрю на ее действия как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества и глубоко уважаю ее за это; даже радуюсь на нее глядя!»
— Часть 5, Глава I

Лужин советует Лебезятникову купить любовь Сони — ведь такова ее профессия, но в ответ Лебезятников выступает на ее стороне:

— А вы подарите-ка ей лучше что-нибудь. Бьюсь об заклад, что об этом-то вот вы и не подумали.
— Н-ничего-то вы не понимаете, я вам сказал! Оно, конечно, таково ее положение, но тут другой вопрос! совсем другой! Вы просто ее презираете. Видя факт, который, по ошибке, считаете достойным презрения, вы уже отказываете человеческому существу в гуманном на него взгляде. Вы еще не знаете, какая это натура.
— Часть 5, Глава I

Позже, когда Лужин пытается ложно обвинить Соню в воровстве, именно Лебезятников защищает ее и разоблачает уже бывшего друга:

«А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!»
— Часть 5, Глава III

Впоследствии он также сочувствует и помогает Соне, когда ее мачеха Катерина Ивановна лишается рассудка и умирает от чахотки.

Интересный факт


В рассказе «Бобок» («Дневник писателя», 1873) присутствует персонаж с такой же фамилией: надворный советник Лебезятников Семен Евсеевич. Человек беспринципный и стремящийся «услужить старшим по чину». Судя по имени — отец Лебезятникова из «Преступления и наказания».

В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать… картина лебезятничества». С другой стороны, в первоначальном плане романа, герой на вечере у Разумихина должен был доказывать, что «необходимо иметь обеспечение (5 тысяч) с самого начала, 'чтоб стать на твердую дорогу, не то будешь подличать, лебезить, поддакивать (изображение, что можно на них сделать, развить силы отстоять свободу)».

Карикатура на нигилистов


При разработке его образа Достоевский в предварительных материалах к роману сделал пометку: «Нигилизм — это лакейство мысли»

Лебезятников задумывался Достоевским как явная карикатура на персонажей Чернышевского, и потому его рассуждения о жизненном устройстве коммуны написаны с пародийной отсылкой на диалоги из романа «Что делать?». Герой разговаривает на те же темы, пропагандирует те же идеи (например, он рассуждает о коммунах). Однако в дальнейшем становится ясно, что писатель решил усложнить образ героя и отказался от прямолинейного высмеивания: защитив Соню Марселадову от Лужина, а затем пытаясь помочь обезумевшей Катерине Ивановне, он обретает вполне благородные черты характера. С этого момента, по словам Валерия Кирпотина, «карикатура кончилась, художник победил памфлетиста».

См. Цитаты Андрея Семеновича Лебезятникова

2021 © TheOcrat Quotes (Теократ) - мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты