Главные герои
- Вера Павловна Розальская — Молодая петербургская дворянка, дочь мелкого чиновника. Благодаря своим прогрессивным взглядам, она становится одной из первых женщин, чья жизнь устраивается хорошо. Она сначала организовывает «швейную мастерскую» и создает коммуну швей, а после становится одной из первых женщин-медиков в России.
- Дмитрий Лопухов — первый муж Веры Павловны, прогрессивный студент-медик, желающий заниматься наукой. Сын рязанского мещанина. Поняв, что Вера больше не любит его, инсценирует самоубийство, и уезжает в Америку, где добывается успеха под именем Чарльз Бьюмонт добивается успеха и возвращается в Россию уже богатым.
- Александр Кирсанов — друг Лопухова, влюбившийся в его жену Веру Павловну. Спустя месяц после «гибели» Лопухова, женится на Вере.
- Жюли Ле-Теллье — близкая подруга Веры. Француженка, петербургская светская дама, которая «была два года уличною женщиной в Париже».
- Сторешников — сладострастный, самолюбивый и бесхарактерный жених Веры Павловны, офицер. Он распускает слухи о том, что Вера Павловна его любовница. Затем он начинает ухаживать за ней в надежде жениться.
- Все персонажи романа
Очень кратко
Роман начинается с информации о неком самоубийце, который застрелился на Литейном мосту 11 июля 1856 года. Затем повествование переходит к Вере Павловне, которая на даче на Каменном острове узнаёт о трагической гибели своего мужа.
Вера Павловна была родом из бедной дворянской семьи. Мать была с ней груба, но заботилась о ее образовании, чтобы удачно выдать дочь замуж. Вскоре красивую смуглую девушку замечает богатый офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Он распускает слухи о том, что Вера Павловна его любовница. Затем он начинает ухаживать за ней в надежде жениться. Знающая французский язык Вера слышит его разговор с друзьями отказывает ухажеру, после чего ее положение в доме становится совершенно невыносимым.
«Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой это не нужно.»
— Вера Павловна. «Что делать?», Глава I, Часть VI.
— Вера Павловна. «Что делать?», Глава I, Часть VI.
Вскоре она знакомится с молодым студентом Дмитрием Лопухиным, который был репетитором ее младшего брата. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь, но тщетно. Тогда Лопухов бросает учебу и занявшись частными уроками, делает Вере предложение. Они снимают квартиру и Вера сбегает из дома.
Съехавшись молодые люди завели довольно странные правила: спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. По мнению Веры такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.
Через пять месяцев после свадьбы Вера решает организовать собственное предприятие — «швейную мастерскую» по шитью «дамских платьев» и принимает заказы «на дому». Дела идут хорошо и Вера расширяет производство, нанимая на работу швей. Численность персонала за 5 лет возрастает с 3 до 20. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода. Образуется отдельная коммуна. Со временем мастерицы стали жить вместе в одной квартире, имея «общий стол» и уйдя из своих семей. Появился строгий распорядок труда и отдыха.
Тем временем в Веру Павловну влюбляется лучший друг её мужа Кирсанов, который охладел к своей бывшей любовнице Крюковой. Болезнь Лопухова заставляет его друга медика чаще бывать в его доме. Через три года супружества Вера Павловна охладевает к своему мужу и влюбляется в Кирсанова. Лопухов, чья страсть к жене остается непомерной, тоже это понимает. Чтобы дать измучившейся жене свободу, он инсценирует свое самоубийство, с которого и начинается роман.
Спустя месяц Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова и поселяется на Сергиевской улице, «ближе к Выборгской стороне», где работает её новый муж. Охладев к швейному делу, Вера Павловна увлекается медициной и становится одной из первых женщин-медиков в России. Её муж Кирсанов становится известным профессором и помогает излечиться Екатерине Полозовой от «нервного истощения». Отец Елены — разорившийся миллионер Полозов. Он знакомится с неким торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом.
Бьюмонт скупает акции Полозова и женится на его дочери Екатерине. А потом выясняется, что Бьюмонт — это Лопухов, который не покончил с жизнью, а уехал в Америку и реализовался там. Семейство Бьюмонтов селится по соседству с Кирсановыми, и между ними завязывается тесная дружба. Катерина открывает свою швейную мастерскую и помогает с двумя другими Вере, которая занята подготовкой к экзамену. У Бьюмонтов рождается сын. Они живут весело и дружно.
Краткое содержание по главам
Предисловие
Самоубийство на Литейном мосте и жизнь Веры Павловны в родительском семействе.
Предисловие I «Дурак»
11 июля 1856 года в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Вскоре выясняется, что этой ночью на Литейном мосту раздался выстрел. Полиция приходит к выводу, что это было самоубийство. Тело погибшего не находят, но находят его простреленную фуражку. Местные жители обсуждают между собой, был ли самоубийца дураком или нет.
«Все были согласны, что „дурак“, — и вдруг все заговорили: на мосту — ловкая штука! Это, чтобы, значит, не мучиться долго, коли не удастся хорошо выстрелить, — умно рассудил! от всякой раны свалится в воду и захлебнется, прежде чем опомнится, — да, на мосту… умно!»
— Н. Чернышевский, «Что делать?», Вступление.
— Н. Чернышевский, «Что делать?», Вступление.
Затем повествование переходит к Вере Павловне, которая на даче на Каменном острове узнаёт о трагической гибели своего мужа.
***
Предисловие II. «Первое следствие дурацкого дела»
В тоже самое утро Вера Павловна читает письмо и начинает рыдать. В письме говорится, что пишущий «смущал их спокойствие» и «сходит со сцены», потому что «любит их обоих».
Вера понимает, что «он» покончил собой. Кто такой «он», автор не поясняет. Вера Павловна винит себя в этой трагедии. В этот момент с ней находится ее возлюбленный, чье имя также не называется. Вера говорит молодому человеку, что он в крови, а потом себя называет убийцей. Она заявляет, что они должны расстаться.
***
Предисловие III.
Обращаясь к читателю, автор объясняет, что вставил эти «эффектные сцены из середины романа», чтобы его завлечь. Он говорит, что художественного таланта у него нет, и достоинство его произведения в истинности.
Глава I «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе».
Главная героиня романа, молодая дворянка Вера Павловна Розальская жила со своими родителями и 9-летним братом Федором в Петербурге на Гороховой улице. Вере тяжело жилось в родной семье. Мать была с ней груба, но к шестнадцати годам стала наряжать, чтобы удачно выдать замуж.
Когда дочь взрослеет, мать решает выдать ее замуж за богатого человека. В это время на красавицу Веру обращает внимание хозяин их дома, господин Сторешников.
Однажды мать вывозит Веру в оперу, туда же приезжает и сам Сторешников. Вера слышит его разговор с приятелями на французском языке: он врёт, что она его любовница. Один из участников разговора, Жан Соловцов, подозревает, что тот обманывает их, и заключает пари: если она его любовница, то он приведёт её на ужин.
В пьяном разговоре мать объясняет Вере, что хочет для неё хорошей жизни, что жить, к сожалению, можно только по «старым порядкам», то есть «обирать и обманывать», что нехорошо, но до «новых порядков» дожить мы не сможем, поскольку народ слишком глуп. Вере жаль мать.
На следующий день Вера, говоря по-французски, чтобы мать не поняла, винит пришедшего Сторешникова в подлости и просит больше не приходить.
Приезжают француженка Жюли с Сержем. Жюли хочет спасти Веру от подлости Сторешникова, не желающего проиграть в пари. Она разговаривает с ней, а затем убеждает Сторешникова, что для него выгоден брак с благородной и красивой Верой. В следующей разговоре с Верой Жюли говорит, что Столешников «недалёкий и незлой», брак с ним избавит её от гнёта матери и сделает госпожой в доме. Но Вера возмущена: она хочет быть независимой и жить по-своему, а не властвовать или подчиняться. Жюли, слушая её речь, в ужасе понимает, что развращала чистое дитя.
Сторешников, желая обладать Верой, делает предложение. Вера отказывает. Мать Сторешникова возмущена, что сын сделал предложение, не спросив её, и запрещает такой брак. Но он умоляет Веру принять предложение. Она даёт отсрочку. Несколько месяцев проходит в визитах Сторешникова.
Глава II «Первая любовь и законный брак».
Раньше подобные положения оканчивались смирением и браком, так «отличные девушки и юноши» превращались в «хороших людей, живущих на земле только затем, чтобы коптить небо». Но теперь чаще «порядочные люди» стали встречать друг друга.
К Феде приглашён учитель Лопухов. Вера и Лопухов приглядываются друг к другу. Марья Алексеевна приглашает Лопухова на вечер. Автор дразнит читателя: «Читатель, ты, конечно, знаешь вперёд, что на этом вечере будет объяснение, что Верочка и Лопухов полюбят друг друга?» Они танцуют и беседуют о положении женщин и бедных, о независимости. Лопухов говорит, что у него есть невеста, а Вера, что свадьбы со Сторешниковым не будет никогда, хоть он её и любит. Лопухов объясняет, что Сторешников испытывает к ней не любовь, а страсть, желание обладать.
Они проводят время вместе: Лопухов приносит Вере книги и излагает «теорию разумного эгоизма». Мать, подслушав их разговор, трактует его на свой лад и решает, что общество Лопухова для Веры полезно: так она быстрее оставит «неопытные девические мысли». Лопухов ищет Вере место гувернантки, которое дало бы ей возможность жить отдельно от семьи.
Снится Вере первый сон. Открывается дверь из тёмного подвала и радуется Вера воле, думая, что выжила потому, что раньше не видела поля, а если видела бы, то умерла в подвале. Снится, что разбита параличом, но исцеляют её. И снова думает Вера, что перенесла его, потому что родилась в параличе. Видит она девушку, меняется её лицо, но остаётся единым («англичанка, француженка, немка, полячка, русская», «какая кроткая! какая сердитая! вот печальная, вот весёлая»). Девушка говорит, что она выпустила её из подвала и вылечила, и настоящее имя её «любовь к людям». Верочка обещает тоже спасать «невыпущенных и невылеченных».
Поиски места для Веры безуспешны: родители могут начать процесс, если девушка уйдёт из дома. У Лопухова есть иная идея. Лопухов просит Марью Алексеевну оставить его на обед и даёт деньги на вино и пирог. За обедом он предлагает Вере выпить за здоровье его невесты и её жениха и просит её сказать «да», но имея в виду не Сторешникова, а себя.
Опьяневшая Марья Алексеевна уходит спать, а герои остаются наедине. Они договариваются «жить по-своему». Вера не желает быть его «рабой», хочет независимости и своего заработка. Жить они будут в разных комнатах, заходить друг к другу с разрешения, а встречаться в комнате нейтральной. Вмешиваться в дела друг друга с вопросами они тоже не будут: «если тебе хочется сказать мне что-нибудь о твоих делах, ты сам мне скажешь».
Если жениться сейчас, Лопухов не сможет закончить учёбу и сделать научной карьеры, к которой стремился. Но он не считает это жертвой, поскольку делает это ради себя, ведь он любит Веру.
Их тайно венчают. Через два дня Вера, когда они с матерью идут по городу, берёт извозчика и объявляет, что едет к мужу Дмитрию Сергеевичу. Позже Лопухов обстоятельно объясняет Марье Алексеевне, что Вера вышла за него без приданого и мать должна радоваться этому. Семья примиряется с этим браком.
Глава III «Замужество и вторая любовь»
Жизнь их идёт хорошо: Лопухов даёт уроки и переводит учебник, Вера также даёт уроки. Хозяйке их отношения кажутся странными, ведь живут они, как и условились. Вера объясняет хозяйке, что так больше любви и уважения друг к другу.
Спустя пять месяцев после свадьбы Вера Павловна решает создать швейную мастерскую на дому. Она обращается к Жюли и получает первые заказы.
После визита Жюли все обсуждают богатых друзей Лопуховых. Узнав об этом, мать решает помириться с дочерью. Лопуховы приходят к ним в гости. Вечер проходит напряжённо, Вера удивляется, как она могла «вырасти с любовью к добру» в этом «подвале».
Во втором сне Вера Павловна видит два поля, на них растут колосья. В одном поле вода здесь имеет сток, здесь есть движение, труд. Грязь здесь «реальная», из неё могут вырасти здоровые колосья. На другом поле вода застаивается. Без движения, труда нет жизни, поэтому грязь здесь гнилая, «фантастическая». Реальная грязь — это забота о необходимом (например, забота Марьи Алексеевны о Вере), фантастическая грязь — забота о ненужном, из неё ничего полезного не вырастает. Появляется мать Веры. Она говорит дочери, что Вера добрая и образованная, потому что её злая мать тратила на неё свои «воровские деньги». Она не просит любви или уважения, но хочет благодарности. Перед Верой появляется девушка из прошлого сна, «невеста своих женихов, сестра своих сестёр». Она объясняет Вере, что из дурных мыслей матери получилась польза. Вера ей всем обязана, хоть и не должна любить её. Она обещает будущее, в котором добрые люди будут так сильны, что злых не останется.
Вера устраивает мастерскую так, «чтобы весело было любоваться на неё». Девушки в мастерской являются совладелицами и получают долю дохода. С первых дней они читают вслух книги, а позднее делают курс уроков. Через полтора года они начинают жить в одной большой квартире с общим хозяйством и досугом.
Жизнь Веры идёт деятельно и «не без сибаритства»: она любит нежиться в кровати и пить чай со сливками.
Однажды Вера и её мастерская едут на загородную прогулку. После этой прогулки Лопухов заболевает.
Кирсанов уже больше двух лет не бывал у них. Он находил для этого отговорки, но истинная причина его отсутствия в том, что он влюблён в жену друга. Приходит он только по просьбе заболевшего Лопухова. Он проводит с ними много времени, пока Лопухов выздоравливает.
Лопухов и Кирсанов — это люди одного типа, но они отличаются. Вера раньше знала одного такого человека, а теперь двух. Теперь у неё есть выбор.
Кирсанов обнаруживает, что его любовь к Вере не прошла, но он намерен усилием воли справиться с чувством. Когда Лопухов выздоравливает, Вера зовёт его и Кирсанова в мастерскую. Кирсанов встречает свою бывшую возлюбленную, Настеньку Крюкову. На следующий день она сообщает Вере, что уходит с работы и переезжает к Кирсанову. Настенька рассказывает, как он спас её, отучив от пьянства и дав деньги для выплаты долга хозяйке публичного дома. Они любили друг друга и с трудом расстались, чтобы спасти её здоровье. Крюкова меняла работы, пока не поступила в мастерскую Веры, где ей давали только ту работу, которая не вредила её здоровью. Кирсанов приглашает Крюкову жить к нему из «сострадательной любви», поскольку видит, что ей осталось совсем мало. Они проводят вместе всё время до самой её смерти.
Но чувства Кирсанова к Вере не ослабли. Он старается незаметно удалиться жизни Лопуховых, и они ничего не замечают.
Снится Вере третий сон. В нём она с женщиной, похожей на певицу Бозио, оперу которой Вера пропустила из-за Кирсанова, читает Верин дневник. Из дневника она понимает, что любит не мужа, но «своё избавление из подвала», что ей скучно, и она желает «тихого, нежного чувства», которого в их отношениях нет.
Вера в ужасе рассказывает о сне мужу. Она начинает жить с ним в комнате, наслаждаясь всей его нежностью и лаской. Лопухов осознаёт, что в нём нет того, что нужно Вере.
Он размышляет о её сне и отдалении Кирсанова. Тщательно всё обдумав, он понимает, что Кирсанов влюблён в Веру.
Лопухов приходит к Кирсанову поговорить. Они не могут прямо о своих чувствах, поэтому ведут теоретический разговор. Лопухов просит Кирсанова бывать у них в гостях, Кирсанов считает, что это дурно, но соглашается.
Наблюдая за поведением Кирсанова, Вера понимает, почему он пропадал на три года. Однажды она признаётся Лопухову, что любит Кирсанова. Она плачет, потому что желает любить только своего мужа, и хочет, чтобы Кирсанов перестал бывать у них. Лопухов советует подумать, что лучше для неё.
Вера старается отвлечься работой, но ей становится хуже. Лопухов предлагает Вере съехаться им втроём с Кирсановым, чтобы хозяйство было дешевле. Супруги ссорятся, но быстро примиряются и честно разговаривают. Лопухов просит Веру думать о себе.
Спустя время Вера пишет мужу письмо, в котором говорит, что не может жить без Кирсанова. Лопухову больно, хоть он и ждал этого. Он сообщает жене о своём повышении на работе и едет в Рязань к родителям, а затем в Петербург и в Москву по заводским делам.
В Петербурге происходит случай на мосту из первой главы.
***
Автор возвращается к началу романа.
Узнав о гибели Лопухова, Вера решает уехать из Петербурга. К ней приходит Рахметов. Это «особенный человек». Он сутками сидел за чтением и спал на гвоздях, чтобы испытать свои возможности. За физическую силу и хождение по Волге бурлаком его называют Никитушкой Ломовым. Однажды он полюбил вдову, женщину умную и независимую, но решил подавить в себе чувство, потому что он не должен любить. Через два года после описываемых событий он уезжает путешествовать по Европе и США, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно будет быть».
Рахметов показывает Вере записку Лопухова, после чего сжигает её. Так Вера узнаёт, что Лопухов инсценировал свою гибель. Рахметов показывает Вере другую записку, в которой Лопухов просит Веру выслушать Рахметова. Он говорит об их браке, объясняя, что её любовь к другому лишь следствие недовольства отношениями, а недовольство произрастает из несходства характеров. Рахметов считает, что Лопухов устроил «ненужную мелодраму», что из страха огорчить друг друга и ревности, они мучились, хотя могли разрешить всё проще.
Автор объясняет, зачем ему в романе фигура Рахметова. Трёх главных героев, «обыкновенных порядочных людей», читатель может принять за фигуры идеализированные, а не обычных людей, как хотел автор, поэтому он показал образец «высшей натуры». Стать таким, как главные герои романа, можно, если заниматься развитием.
Глава IV «Второе замужество»
Вера получает письмо из Берлина от студента, знакомого с её мужем (письмо пишет сам Лопухов). Он объясняет, что причина такой развязки их отношений в его характере. Вера предпочитает отдых в обществе людей, а он в уединении. Месяц, когда он уделял Вере много внимания, стараясь сохранить брак, был тяжёлым для него: ему было скучно. Он также пишет письмо Кирсанову, в котором говорит, что рад, что его место займёт именно он.
Вера пишет ответ. Она признаётся, что не чувствует себя виноватой перед Лопуховым за свою любовь к Кирсанову, и сообщает, что через неделю после гибели мужа она повенчалась с Кирсановым. Кирсанов отвечает кратко, отмечая, что они оба будто стесняется писать больше.
Спустя несколько писем Лопухов перестаёт отвечать, Кирсановы понимают, что он не хочет продолжать переписку.
Кирсанов работает в госпитале, Вера открывает швейную рядом с новым домом. Вера устаёт, но дела идут хорошо. Отдыхая, она вспоминает первое свидание с Кирсановым после отъезда Лопухова в Рязань. После первых слов и поцелуев они спешат обедать, ведь Кирсанов только пришёл с работы. Вера смеётся: «Первое свидание — и суп».
Вера часто ощущает недовольство. Сравнивая себя с мужем, она ощущает «обидную разницу».
Вера вспоминает, как она исхудала, мучаясь от любви к Кирсанову, а он, тоже страдая, не был так измучен. Кирсанов объясняет жене, что необходимость заниматься делом помогала забыть о страдании. Вера понимает, что в её делах нет жизненной необходимости. Она жаждет обрести более важное дело в жизни. Вспоминая жизнь с Лопуховым, она говорит, что между ними не было настоящей любви. Каждый жил своей жизнью, а Кирсанов же заинтересован в её жизни настолько же, насколько она в его.
Почти все сферы жизни закрыты для женщин. Но положение Веры выгодно: её муж — медик, поэтому ей проще заняться медициной. Проверив, может ли она вынести вид крови, Вера начинает готовиться к экзаменам. Вера начинает чувствовать себя другим человеком.
У Кирсановых рождается сын Митя, названный в честь Лопухова.
В отступлении о синих чулках автор заявляет, что люди, не имеющие важного дела в жизни, и есть синие чулки. А если женщина или мужчина занимается делом, то это человек, который занимается своим делом, и пол не имеет значения.
Супруги проводят время с такими же молодыми семействами. Автор говорит, что пары «нынешних людей» счастливы, потому что уважают свободу друг друга.
Снится Вере четвёртый сон. Прекрасный пейзаж. «Светлая Красавица» ведёт Веру, и перед ней являются картины жизни женщин в разные тысячелетия. Женщина-рабыня, царица Астарта, повинуется господину, в глазах её «сладострастие, раболепство и бессмыслие». Красавица говорит, что тогда её не было: «Где нет равенства, там нет меня». Афиняне поклоняются царице Афродите, красоте женщины, но не признают её равной. Рыцарь сражается за прекрасную даму, царицу «Непорочность», но любит он её, только пока не может коснуться. Шли века, сестра, приходившая к Вере в прежних снах, старалась, чтобы мужчина становился разумнее, а женщина осознавала себя равной ему. Царица «Светлая красавица» заменит прежних. В ней есть наслаждение телом Астарты, восхищение красотой Афродиты, чистота «Непорочности». Но в ней есть ещё и равноправность мужчины и женщины, свобода. Вера видит, что «Светлая красавица» — это она сама, только богиня. Такой её видит тот, кто любит её. Царица сообщает Вере тайны своего будущего, о которых нужно молчать (текст отсутствует). Является «сестра своих сестёр, невеста своих женихов». Она показывает Вере будущую жизнь людей. В Новой России живут они в окружении нив и садов в огромном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. Утром работают, вечером веселятся. Это будущее нужно любить и работать для него, перенося из него в настоящее всё, что можно.
Мастерские Веры работают хорошо, и она открывает магазин на Невском проспекте. Приводится письмо Катерины Полозовой к её подруге. Катерина сообщает, что недавно познакомилась с Верой Павловной, у которой есть две мастерские. Она тоже хочет создать мастерскую с таким же порядком.
Глава V «Новые лица и развязка»
Отец Катерины был миллионером. Когда ей было 17 лет, она заболела, и Кирсанов был доктором, определившим, что причина в несчастной любви. Отец не одобрял её выбор: она влюбилась в Соловцова, «гадкого развратника». Здоровье Катерины ухудшалось, Кирсанов посоветовал отцу дать дочери самой увидеть, каков её жених. Когда отец дал согласие на брак, Катерина, выздоровев, стала замечать изъяны Соловцова. Она отложила свадьбу, и жених, видя ускользающее богатство, обвинил её в зависимости от отца. Катерина поняла, что он видит в ней «существо, лишённое воли и характера», и разорвала отношения. Катерину печалило, что богатство отца притягивает к ней жадных лжецов. Когда отец разорился, Катерина даже радовалась — теперь её полюбят не за деньги.
Катерине 22 года. Полозов, пытаясь продать завод, знакомится с Чарльзом Бьюмонтом. Во время обеда Катерина говорит, что ей хотелось бы иметь дело в жизни, но она не знает, как это сделать. Бьюмонт советует ей познакомиться с Верой Павловной.
Вера показывает Катерине мастерскую, Катерина полна энтузиазма. Бьюмонт просит Катерину рассказать о Вере Павловне, объясняя что сам пока не решается знакомиться с Кирсановыми, поскольку боится, что те не будут рады знакомству. Катерине это кажется странным. Но после нескольких рассказов Бьюмонт говорит, что теперь знает достаточно. Сначала Катерина подозревала, что Бьюмонт влюблён в Веру, теперь думает, что если он кого и любит, то это её.
Дело с заводом закончено, Бьюмонта назначили управляющим. Катерина и Бьюмонт не похожи на влюблённых людей, оба холодны в обращении и «не бесятся без причины», но Полозов думает, что дело идёт к свадьбе. Говоря о браке, Бьюмонт говорит, что неопытные девушки часто ошибаются в выборе мужа, не зная себя и жизни. В его жизни был пример женщины, страдающей в браке с хорошим человеком. Но Катерина знает, что ей нужно для счастья: «жить спокойно, чтобы не мешали жить тихо».
Катерина сообщает Вере, что послезавтра венчается и вечером знакомит Бьюмонта с Кирсановыми. Кирсановы понимают, что Бьюмонт — это Дмитрий Лопухов. Он рассказывает, как приехал в США и получил гражданство.
Оба семейства селятся в соседних квартирах. Катерина открывает свою швейную мастерскую и помогает с двумя другими Вере, которая занята подготовкой к экзамену. У Бьюмонтов рождается сын. Они живут весело и дружно.
Спустя несколько лет в конце зимы они едут на пикник. На нём присутствует дама в трауре. В её отсутствие собравшиеся переговариваются о «том русском», который был в Америке и которому «пора бы вернуться».
Глава VI «Перемена декораций»
1865 год. «Дама в трауре» уже не носит траур, на ней надето яркое розовое платье, а в руке букет. Рядом с ней мужчина лет тридцати. Она говорит, что ждала этого дня больше двух лет. Судя по всему, она только что вышла замуж и едет по городу в коляске со своим мужем и их приятелями.
Обложка романа «Что делать?»
Издательство «Детская Литература», 1987
См. История создания романа «Что делать?».