История создания романа «Что делать?» Николая Чернышевского

«Что делать? (Из рассказов о новых людях)» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского (1828 — 1889), написанный в 1863 году, в ответ на произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

Работа над текстом


Чернышевский начал работу над произведением о «новых людях» в декабре 1862 года, находясь под арестом в одиночной камере Петропавловской крепости. Писателя обвиняли в разжигании революционного настроя среди крестьян. Поводом для взятия Чернышевского под стражу послужила его прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Тем не менее, Чернышевский получил разрешение на написание романа во время заключения.

«Я дал себе слово написать роман, который проник бы в самые низы общества и произвел бы переворот в умах» — писал Чернышевский о замысле будущего произведения.

Следствие длилось почти два года, но роман был написан всего за два с половиной месяца. Чернышевский начал работать над ним 14 декабря 1862 года, а завершил работу 4 апреля 1863 года.

Н. Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости
Н. Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
Художник Е. Д. Горовых


Цензура и публикация


С января 1863 года Николай Гаврилович начинает передавать отдельные части рукописи для редакции литературного журнала «Современник» сопровождая их пояснительными записками.

Роман прошёл двойную цензуру. Сначала он читался членами следственной комиссии по делу Чернышевского, затем поступал к цензору «Современника». Но, так как комиссия оценивала главы по отдельности, суть романа так и осталась неясна, никакого политического подтекста цензура не обнаружила.

Первым с рукописью ознакомился цензор следственной комиссии. Он написал, что роман является «апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми». Тем не менее, ничего предосудительного в романе он не нашёл. А второй цензор позже признавался, что лишь бегло прочёл роман, потому что на нём стояла печать следственной комиссии.

Утрата рукописи


Перед публикацией поэт Николай Алексеевич Некрасов, бывший на тот момент руководителем «Современника», потерял рукопись, когда ехал в коляске в типографию Вульфа. Это был единственный экземпляр. Вероятно, роман погиб бы, но, благодаря своевременно данному объявлению в «Ведомостях С.-Петербургской городской полиции», рукопись была найдена и возвращена Некрасову.

...на углу Литейной и Бассейном обронен сверток, в котором находились две прошнурованные рукописи с заглавием: „ЧТО ДЕЛАТЬ?“ Кто доставит этот сверток в означенный дом Краевского, к Некрасову, тот получит пятьдесят руб. сер.»
— «Ведомости С.-Петербургской городской полиции», 1863, № 29—31


Издание


Роман пропустили в печать, и в том же 1863 году он был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Однако вскорости ошибка цензоров была замечена. Любовная линия была всего лишь ширмой, за которой скрывался глубокий политический подтекст. Ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?» были изъяты. Однако текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.

Официально запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Признание классикой


Роман стал официально считаться русской классикой в ​​советский период, поскольку Чернышевский был прославлен как праотец революции. Так, Владимир Ленин не скрывал своего восхищения романом Чернышевского, и даже назвал в честь него свой памфлет 1902 года «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения».

Роман «Что делать?» меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.
— В. И. Ленин. «Встречи с Лениным», Н. В. Валентинов. Изд-во им. Чехова, Нью-Йорк, 1953.

В советское время роман входил в обязательную школьную программу по русской литературе для 9 класса.

Прототип


Долгие годы в истории литературы бытовала версия о том, что в основе романа — реальная история Марии Александровны Обручевой, одной из первых русских женщин-врачей (как и Вера).

Друг и врач Чернышевского, Петр Иванович Боков, фиктивно женился на своей студентке Марье Александровне Обручевой, которая и стала прототипом главной героини романа — Веры Павловны, «вырвав ее из-под ига домашнего деспотизма.» Как и Вера, девушка стремилась к независимости и получению знаний.

Позже Марья Александровна влюбилась в своего университетского профессора, знаменитого физиолога Ивана Михайловича Сеченова. Видя, что между Сеченовым и Обручевой вспыхнуло настоящее чувство, Петр Иванович Боков не стал препятствовать их отношениям.

Однако, уже в 1957 году выяснилось, что эта история никак не могла стать сюжетной основой романа по той простой причине, что произошла она через несколько лет после написания «Что делать?».

Мария Александровна Обручева
Мария Александровна Обручева — предпологаемы прототип главной героини романа «Что делать?».


Критика


Роман вызывал споры после его публикации и продолжает вызывать споры. Федор Достоевский высмеивал утилитаризм и утопизм романа в своей повести «Записки из подполья» (1864), а также в романе «Бесы» (1872), как и Владимир Набоков в своем последнем романе на русском языке «Дар».

Лев Толстой написал свой собственный «Что делать?», опубликованный в 1886 году, основанный на его собственных идеях моральной ответственности .

Оценка Ивана Тургенева была резко негативной.

«…Чернышевского — воля ваша! — едва осилил. Его манера возбуждает во мне физическое отвращение, как цитварное семя. Если это — не говорю уже художество или красота — но если это ум, дело — то нашему брату остается забиться куда-нибудь под лавку. Я ещё не встречал автора, фигуры которого воняли: господин Чернышевский представил мне сего автора».

А вот что о книге Чернышевского писал русский учёный, революционер-анархист, князь Пётр Алексеевич Кропоткин.

«Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

Известны слова Николая Лескова:

«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — все на разные тоны».


Обложка романа «Что делать?» (Издательство Гослитиздат, 1947)
Обложка романа «Что делать?»
Издательство Гослитиздат, 1947


2024 © TheOcrat (Феократ) Quotes — мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах.
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo