Комната Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова — главный женский персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Федора Достоевского. Бедная 18-ти летняя девушка. Матери Соня лишилась еще в детстве.

Вместе со своим пьющим отцом Соня живет в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и там отец не может найти работу. В итоге девушка принимает решение ради своей семьи пойти по «желтому билету» (заняться проституцией), из-за чего хозяйка арендной квартиры вынудила ее съехать и жить отдельно.

Цитаты из романа описывающие комнату Сони Мармеладовой


Хозяйка квартиры в которой поселились Мармеладовы, Амалия Липпевехзель и другие жильцы вынудили Соню съехать из-за ее постыдной профессии, и она и снимает комнату неподалеку:

«По одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц, — чему особенно способствовала Дарья Францевна, за то будто бы, что ей в надлежащем почтении манкировали, — с тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела (а сама же прежде Дарье Францевне способствовала), да и господин Лебезятников… гм… Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: «Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?» А Катерина Ивановна не спустила, вступилась… ну и произошло… И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет…»
— Мармеладов о своей дочери Соне. Часть 1, глава II

Комната Сони находится на третьем этаже трехэтажного, старого зеленого «дома на канаве», в квартире № 9, которая принадлежит портному Капернаумову. Под канавой имеется в виду «Екатерининский канал», в настоящее время он носит название «Канал Грибоедова». Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

«Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает, а Капернаумов хром и косноязычен, и всё многочисленнейшее семейство его тоже косноязычное. И жена его тоже косноязычная… В одной комнате помещаются, а Соня свою имеет особую, с перегородкой… Гм, да… Люди беднейшие и косноязычные…»
— Мармеладов о своей дочери Соне. Часть 1, глава II


«Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота, он за ней и как бы несколько удивившись. Войдя во двор, она взяла вправо, в угол, где была лестница в ее квартиру. «Ба!» — пробормотал незнакомый барин и начал взбираться вслед за ней по ступеням. Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной».»
— О первой встрече с соседом Свидригайловым. Часть 3, глава IV

«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора. Покамест он бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально.»
— Раскольников направляется к Соне. Часть 4, глава IV

Комната Сони Мармеладовой имеет форму неправильного четырехугольника и похожа, скорее, на сарай и выглядит несколько уродливо, что подчеркивает нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. К тому же огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы:

«Раскольников быстро отвернулся и сел на стул к столу. Мельком успел он охватить взглядом комнату.
Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева. На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Там уже была другая, соседняя квартира, под другим нумером. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.»
— Часть 4, глава IV

Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:

«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате.»
— Часть 4, глава IV

Примечательно, что в комнате Сони, также как и у Раскольникова, поклеенны желтые обои потерявшие свой вид. Таким образом Достоевский указывает на моральный упадок персонажей — яркий цвет солнца стал мрачным и отталкивающим. Правда у Раскольникова обои потеряли вид от грязи и не ухоженности, а у Сони — от сырости:

«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»
— Часть 4, глава IV


2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo