По данным исследователей, прототип дома, в котором жил Раскольников, сохранился до наших времен. «Дом Раскольникова» сейчас можно найти в Санкт-Петербурге на углу Столярного переулка по адресу: Гражданская улица, дом 19.
Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

Цитаты из романа описывающие комнату Раскольникова
Родион Раскольников снимает комнату № 14 в доме Шиля в Петербурге в Столярном переулке (С-м переулке):
«…молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…»
— Часть 1, глава I
— Часть 1, глава I
«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.»
— Часть 2, глава VI
— Часть 2, глава VI
Хозяйкой этого жилища является госпожа Зарницына, которая проживает рядом:
«Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.»
— Часть 1, глава I
— Часть 1, глава I
Комната Раскольникова находится на верхнем 5-м этаже. Это небольшая комната, больше похожая на шкаф, шесть шагов в длину с очень низким потолком:
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.»
— Часть 1, глава I
— Часть 1, глава I
«Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»
— Часть 1, глава III
— Часть 1, глава III
Комната настолько мала, что можно, не вставая с постели, открыть дверь:
«Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели.»
— Часть 2, глава I
— Часть 2, глава I
В романе эту комнату называют каморкой, морской каютой, углом, шкафом, сундуком, гробом:
«Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова.»
— Часть 2, глава V. Лужин впервые раз встречается с Раскольниковым
— Часть 2, глава V. Лужин впервые раз встречается с Раскольниковым
На стенах в комнате Раскольникова поклеены желтые обои с белыми цветочками. Обои выглядят старыми, «обшарканными». Яркий жизнеутверждающий, солнечный цвет из-за отсутствия ухода превратился в тусклый, грязный, унылый цвет, свидетельствующий о безжизненности героя:
«Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками…»
— Часть 2, глава IV
— Часть 2, глава IV
«Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку…»
— Часть 5, глава V
— Часть 5, глава V
«Там, в самом углу, внизу, в одном месте были разодраны отставшие от стены обои…»
— Часть 2, глава I
— Часть 2, глава I
Даже Соня Мармеладова, снимающая похожую комнату, была поражена бедностью обстановки Раскольникова:
«Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова»
— Часть 3, глава IV
— Часть 3, глава IV
Брать у Раскольникова было нечего, и он даже не запирал двери:
«Впрочем, вот уж два года хочу все замок купить. Счастливые ведь люди, которым запирать нечего?»
— Часть 3, глава IV.
— Часть 3, глава IV.

Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
«Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеряшиться…»
— Часть 1, глава III
— Часть 1, глава III
В комнате есть окно с видом на внутренний двор, через которое по начам доносятся вопли пьяных посетителей питейных заведений:
«Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье… Всё это он знал наизусть. Он отвернулся и сел на диван.»
— Часть 5, глава V
— Часть 5, глава V
«До него резко доносились страшные, отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном, в третьем часу.»
— Часть 2, глава I
— Часть 2, глава I
Сам Раскольников ненавидит свою комнату и называет конурой:
«Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел я эту конуру! А все-таки выходить из нее не хотел. Нарочно не хотел! По суткам не выходил, и работать не хотел, и даже есть не хотел, всё лежал. Принесет Настасья — поем, не принесет — так и день пройдет; нарочно со зла не спрашивал! Ночью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу заработать. Надо было учиться, я книги распродал; а на столе у меня, на записках да на тетрадях, на палец и теперь пыли лежит. Я лучше любил лежать и думать.»
— Часть 5, глава IV
— Часть 5, глава IV
«…с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»
— Часть 1, глава III
— Часть 1, глава III
«Идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят»
— Часть 1, глава V
— Часть 1, глава V
Бедная комната Раскольникова отрицательно влияет на его психологическое состояние:
«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору…»
— Часть 1, глава III
— Часть 1, глава III
По словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в его «меланхолии», с чем соглашается и сам Раскольников:
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.
— Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал…»
— Часть 3, глава III
— Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал…»
— Часть 3, глава III