«Последнее перышко сломало спину верблюда»
Глава X. ПословицаИнформация:
Восточная пословица «Straw that broke the camel's back» наиболее известная по повести «Приключения Тома Сойера» (1876) американского писателя Марка Твена (1835 — 1910):«Он поплелся в школу мрачный и угрюмый, был наказан вместе с Джо Гарпером за то, что накануне сбежал с уроков, и вытерпел порку с достойным видом человека, удрученного серьезным горем и совершенно нечувствительного к пустякам. После этого он отправился на свое место, сел, опершись локтями на парту, и, положив подбородок на руки, стал смотреть в стенку с каменным выражением страдальца, мучения которого достигли предела и дальше идти не могут. Под локтем он чувствовал что-то твердое. Прошло довольно много времени; он медленно и со вздохом переменил положение и взял этот предмет в руки. Он был завернут в бумажку. Том развернул ее. Последовал долгий, затяжной, глубочайший вздох — и сердце его разбилось. Это была та самая медная шишечка от тагана.
Последнее перышко сломало спину верблюда.»
Последнее перышко сломало спину верблюда.»
Значение
Пословица «Соломинка (перышко), сломавшая спину верблюду» (анг. Straw that broke the camel's back) — о том, что всему есть предел. И терпению, и выносливости тоже. Если дословно, то верблюд сильное животное и на него грузят поклажу. Но груз грузу рознь. Может если в конце концов добавить что-то совсем маленькое, оно уже превысит его силы.
Применяется для описания незначительного или рутинного действия, которое вызывает непредсказуемо сильную и внезапную реакцию из-за совокупного эффекта небольших действий.
Ср. «Капля, переполнившая чашу»; «Немножко да еще немножко, ан, глядь, и множко» (М. Сервантес, «Дон Кихот»)
Другие варианты:
- «Дыня, сломавшая обезьяне спину»
- «Перо, сломавшее верблюжью спину»
- «Соломинка, сломавшая спину лошади»
- «Последняя унция сломала верблюжью спину»
Притча «Вес пёрышка»
Восточная притчаОдин бедуин решил перебраться из одного оазиса в другой. Он стал грузить на верблюда все свои пожитки: ковры, утварь, сундуки с одеждой — и верблюд всё выдерживал. Уже перед тем, как тронуться в путь, бедуин вспомнил о красивом синем пёрышке, что когда-то подарил ему отец. Он вернулся за ним и тоже положил на спину верблюду. Но тот вдруг упал и умер — ноша оказалась чересчур тяжела.
«Мой верблюд не снёс веса птичьего пёрышка», — подумал бедуин.