«Друг — это прежде всего тот, кто не берется судить.»
Информация о цитате:
Цитата из незавершённого произведения «Цитадель» (фр. «Citadelle») французского военного летчика и писателя Антуана де Сент—Экзюпери (1900—1944):«Друг — это прежде всего тот, кто не берётся судить. Говорю тебе, это тот, кто открывает дверь путнику и находит место его костылю или его посоху и, чтобы судить о нём, не заставляет его плясать. И если путник рассказывает о весне на дороге, друг тот, кто принимает в нём весну. А если он рассказывает об ужасах голода в деревне, из которой он идёт, друг переживает вместе с ним муки голода. Ибо я сказал тебе: друг в человеке — это его часть, предназначенная для тебя, она открывает тебе дверь, которую, может быть, никому больше не откроет. И твой друг — настоящий, и всё, что он говорит, — правда, и он любит тебя, даже если в другом доме он тебя ненавидит. И друг во храме, с кем я по милости бога стою бок о бок и с кем встречаюсь, — тот, кто обращает ко мне своё лицо, подобное моему лицу, лицо, озаренное тем же божеством, ибо тут происходит единение, даже если вне храма он лавочник, а я капитан или он садовник, а я матрос. Я обрёл его вопреки нашим различиям, и я ему друг. И я могу молчать рядом с ним, а значит, не опасаться за мои внутренние сады, за мои горы, и мои долины, и мои пустыни, ибо он не ступит туда своими сапогами. Ты, мой друг, принимаешь во мне с любовью как бы посла моего внутреннего царства. И ты обходишься с ним хорошо, ты усаживаешь его, и ты его слушаешь. И оба мы счастливы. Разве ты видел когда-нибудь, чтобы я, принимая послов, сторонился их или от них отворачивался потому, что в глубинах их царства, в тысяче дней пути от моего царства, едят пищу, которая мне противна, или потому, что их обычаи не похожи на мои? Дружба — это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам. И я ни в чем не позволю упрекнуть того, кто сидит за моим столом.
Ибо знай, что гостеприимство, и обходительность, и дружба это встречи людей в Человеке. Что делать мне в храме того бога, который станет обсуждать рост и дородность верующих, или в доме друга, который, не считаясь с моими костылями, заставляет меня плясать, чтобы судить обо мне?
Ты встретишь в мире немало судей. Если будет нужно, чтобы ты стал другим и закалил себя, предоставь эту работу твоим врагам. Они примутся за тебя подобно буре, ваяющей кору кедра. А друг твой создан для того, чтобы тебя принимать…».