«Белеет парус одинокий в тумане моря голубом»
«Парус» (1832)Информация:
Первые строки стихотворения «Парус» (1832) Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 — 1841):Парус
М.Ю. Лермонтов, 1832 годБелеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой![/b]
— из письма к М.А. Лопухиной, 2 сентября 1832
Эта фраза совпадает со стихом 19 строфы XV главы I поэмы «Андрей, князь Переяславский» поэта Бестужева-Марлинского Александра Александровича (1797 – 1837). Первая глава этой поэмы вышла отдельным изданием (анонимно) в Москве в 1828 году, а в 1832 году стало известно имя автора.
Значение
Летом 1832 года 18-летний Лермонтов оставляет учёбу в Московском университете и перебирается в Петербург, планируя поступить в столичный университет, но ему это не удается. Расстроенный и подавленный, поэт в одиночестве бродит по городу, размышляя о будущем. В письме от 2 сентября 1832, адресованном Марии Александровне Лопухиной, он признаётся, что не видит «впереди ничего особенно утешительного» и приводит текст стихотворения, сочинённого им «на берегу моря»
«Парус» — это не только отражение тех мыслей, которые волновали восемнадцатилетнего Лермонтова, но и «переносно-метафорическое обозначение жизни поэта, основанное на её уподоблении морскому плаванию». Эта тема («море — жизнь») была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным, который в стихотворении «Предчувствие» (1828) писал: «Равнодушно бури жду». Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её»:
«Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться. <…> Познавший открытое море не может довольствоваться берегом, пристанью или даже прибрежным штилем, его покой — в бурях.»
Свидетельством того, что тема морской стихии была по-настоящему близка Лермонтову, является его акварельная работа (1828—1831), которую исследователи называют «своеобразным графическим комментарием к литературным замыслам поэта», в частности, к «Парусу».
«Одинокий парус» (1828—1831), М.Ю. Лермонтов. Акварель.
Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира»