Петербург в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Действие романа «Преступление и наказание» (1866) русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821 — 1881) разворачивается на фоне реальной жизни Санкт-Петербурга шестидесятых годов XIX века.

По словам исследователей и по мнению жены писателя А. Г. Достоевской, в романе «Преступление и наказание» изображен реальный Петербург: в тексте описываются реально существующие дома, мосты, улицы, распивочные и т.д. Главного героя писатель поселил в том же доме, в котором жил сам во время работы над романом. Этот дом, а также другие, послужившие прототипами для дома старухи-процентщицы, Сони Мармеладовой, полицейской конторы, существуют до сих пор. Любопытно, что даже двор, в котором Раскольников прячет украденное, тоже реально существовал. Однажды во время прогулки Сам Достоевский сам показал жене этот двор с камнем.

При этом, несмотря на почти фотогра­фическую точностью, Достоевский произвёл переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Он подробно описывает нелициприятные явления того времени (такие как рост социального неравенства, пьянство, преступность, проституция), но вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность, страдания и ропот нищего Петербурга. Многолюдные улицы и площади, обшарпанные дома и таверны, шум и вонь — все это превращено Достоевским в богатый запас метафор душевных состояний.

Цитаты из романа описывающие Петербург


«Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!...»
Свидригайлов о Петербурге. Часть 4, глава I.

«Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем.»
— Свидригайлов. Часть 6, глава 3.

«Я, видите ли, уже десять лет не посещал Петербурга. Все эти наши новости, реформы, идеи — всё это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть всё, надобно быть в Петербурге.»
Петр Петрович Лужин. Часть 2, глава 5.



Обстановка


Улицы в Петербурге Достоевского усеяны питейными заведениями, из-за чего здесь можно увидеть много пьяных и нищих. Особенно в районе Сенной, где проживает Раскольников:

«...почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.»
Раскольников. Часть 1, глава VI

«Он был до того худо одет...Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой...»
— От автора. Часть 1, глава I.

«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины...»
— От автора. Часть 1, глава II.

«Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.»
— От автора. Часть 6, глава III.

«Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.»
— От автора. Часть 2, глава I.

«Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда, по двум ступенькам, можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения.»
— От автора. Часть 2, глава VI.

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, о чем Разумихин говорит своим сестре и матери:

«...я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…Ну, наплевать!..»
Разумихин. Часть 3, глава I

При этом, в Петербурге проживает много иностранцев. В том числе Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры в которой проживают Мармеладовы:

«И заметили ль вы, Родион Романович, раз навсегда, что все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас! Ну согласитесь, ну можно ли рассказывать о том, что «Карль из аптеки страхом сердце пронзиль» и что он (сопляк!), вместо того чтобы связать извозчика, «руки сложиль и плакаль и ошень просиль». Ах, дурында! И ведь думает, что это очень трогательно, и не подозревает, как она глупа! По-моему, этот пьяный провиантский гораздо ее умнее; по крайней мере уж видно, что забулдыга, последний ум пропил, а ведь эти все такие чинные, серьезные…»
— Катерина Мармеладова о Амалии Ивановне. Часть 5, глава II.

Набережные Екатерининского канала были очень многолюдны из-за чего сбросить «концы в воду» Раскольникову не удалось:

«Он бродил но набережной Екатеринин­ского канала уже с полчаса, а может и более, и несколько раз посмат­ривал на сходы в канаву, где их встречал. Но и подумать нельзя было исполнить намерение: или плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат...»
— Часть 2, глава II.



Климат


Петербург — это крупный, густонаселенный город, в котором в летние месяцы становится тяжело дышать из-за жары и пыли. Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, у которых Петербург душный, грязный, не приспособлен для нормальной жизни. История о Раскольникове начинается в июле в Петербурге, когда «зацветает в каналах вода». На протяжение всего романа (в течение около 2 недель) в Петербурге стоит жара и духота. Об этом автор часто упоминает в тексте.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...»
— От автора. Часть 1, глава I.

«...а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..»
— Пульхерия Александровна (мать Раскольникова). Часть 3, глава IV.

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни.»
— От автора. Часть 2, глава I.

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»
— От автора. Часть 2, глава VI.

«...прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.»
— От автора. Часть 1, глава V.

«Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.»
— От автора. Часть 3, глава VI.

Правда на всех площадях были устроенны фонтаны освежающие воздух:

«Он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.»
— От автора. Часть 1, глава VI.

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!

Ф.М. Достоевский не только изображает город «снаружи», но и вводит читателя «внутрь» серых домов, детально обрисовывая интерьеры комнат, похожих на шкафы, гробы, уродливые геометрические фигуры:

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.»
— О квартире Мармеладовых. Часть 1, глава II

Подробнее о помещениях в романе «Преступление и наказание»

Связанная статья: Пейзажи в романе «Преступление и наказание»

2022 © TheOcrat Quotes (Феократ) – мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты
author24 logo