Роль в сюжете
Скрытая под маской, она признается в любви князю, а также оставляет ему на память браслет, потерянный ранее Ниной. Спасая свою честь, она распространяет слух об измене Нины через Шприха:
Мне будто слышится и смех толпы пустой,
И шепот злобных сожалений!
Нет, я себя спасу… хотя б на счет другой,
От этого стыда, — хотя б ценой мучений
Пришлося выкупить проступок новый мой!..
— Действие II, выход VI
И шепот злобных сожалений!
Нет, я себя спасу… хотя б на счет другой,
От этого стыда, — хотя б ценой мучений
Пришлося выкупить проступок новый мой!..
— Действие II, выход VI
В итоге Арбенин решает, что дамой в маске была его жена, и она изменяет ему с Звездичем. Ослепленный ревностью он убивает свою жену подсыпав ей яд, но позже ему приносят письмо, в котором Баронесса признается, что загадочной маской была она. Узнав об этом Арберин сходит с ума.
Дама в маске. Иллюстрация Алексея Рейпольского к драме Михаила Лермонтова «Маскарад»
В речь Баронессы Штраль Лермонтов вкладывает обличительное описание своего века:
Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
— Действие I, выход II
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
— Действие I, выход II
Кроме этого, баронесса Штраль размышляет о низком положении женщины в обществе:
Что ныне женщина? создание без воли,
Игрушка для страстей иль прихотей других!
Имея свет судьей и без защиты в свете,
Она должна таить весь пламень чувств своих
Иль удушить их в полном цвете:
Что женщина? Ее от юности самой
В продажу выгодам, как жертву, убирают,
Винят в любви к себе одной,
Любить других не позволяют.
— Действие II, выход I
Игрушка для страстей иль прихотей других!
Имея свет судьей и без защиты в свете,
Она должна таить весь пламень чувств своих
Иль удушить их в полном цвете:
Что женщина? Ее от юности самой
В продажу выгодам, как жертву, убирают,
Винят в любви к себе одной,
Любить других не позволяют.
— Действие II, выход I
«Светская маска» в баронессе Штраль окончательно побеждает искренние порывы её души. На удивление бесчеловечно она плетет свою сплетню против Нины. Будучи виновницей происшествия с Ниной, она сама дает советы ей же оклеветанным людям:
Сказала бы ему, что женщины ценят
Настойчивость в мужчине,
Хотят, чтоб он сквозь тысячу преград
К своей стремился героине.
А ей бы пожелала я
Поменьше строгости и скромности поболе!..
— Действие II, выход VII
Настойчивость в мужчине,
Хотят, чтоб он сквозь тысячу преград
К своей стремился героине.
А ей бы пожелала я
Поменьше строгости и скромности поболе!..
— Действие II, выход VII
Мария Синельникова в роли баронессы Штраль. Спектакль «Маскарад» (1941)
Происхождение имени
Имя баронессы Штраль, как и князя Звездича, «маскарадно». Надев на своих героев чужие имена (из повести А. А. Бестужева-Марлинского «Испытание» (графиня Звездич, ротмистр Штраль), Лермонтов специально перепутал их так, чтобы женское имя досталось мужчине, а мужское — женщине. Этим он подчеркнул ложь маскарада.
Цитаты баронессы Штраль