Сюжет
Главный герой повести — молодой человек, «художник в науке», по имени Василий Ордынов. Получивший небольшое наследство, уединяется от людей для написания сочинения по истории церкви. Он уже закончил университет, но у него нет желания поступать на службу, а потому он планирует жить на полученное наследство. По подсчетам Ордынова, если жить экономно, денег должно хватить на три года.
Он планирует создать свою собственную неповторимую научную «систему». Из контекста произведения становится ясно, что такая «система» могла подразумевать под собой новую концепцию на базе утопического социализма. По ходу произведения Ордынов переживает сложные драматические события, которые приводят его к идейному кризису, в результате которого он отказывается от своей первоначальной «системы», но «не построив ничего на развалинах», «испросил исцеления у Бога».
Он снимает угол на мансарде у вдовой чиновницы и почти ни с кем не водит знакомства. Он только читает и кое-что пишет.
Однако вдова вдруг уезжает в деревню, и Ордынов вынужден искать новое жилье. В сумерках он бродит по улицам Петербурга. На Ордынова, который до той поры жил, не имея касательства до другой жизни, этот другой мир производит сильнейшее впечатление, и он бродит по городу, словно лунатик.
Однажды вечером он заходит в церковь, где примечает странного старика с молодой женщиной, он идет вслед за ними... Это были «колдун» Мурина — в настоящем старика-старообрядца, а в прошлом, возможно, «удалого разбойника» и «душегуба», и его молодая жена Катерина (Мурин утверждает, что она его дочь и у нее не все порядке с головой). Ордынов снимает угол в их крохотном жилище и переезжает туда.
Между Ордыновым и Катериной возникает странное, призрачное любовное чувство, а между Муриным и Ордыновым пробегает искра вражды. Ордынов хочет «спасти» Катерину от влияния старика, но она, находясь под гипнотическим влиянием Мурина, не спешит освободиться «от своего тягостного и одновременно сладостного плена». Борьба Ордынова с Муриным за влияние над Катериной имеет некое символическое значение: образ хозяйки-Катерины становится у Достоевского символом «национальной стихии, народной души, страдающей под мрачной властью прошлого», отображённого в образе «колдуна»-старообрядца. Но всё, что Ордынов может противопоставить Мурину, это его любовь к Катерине, и силой своей любви он и борется со злой волей таинственного старика.
В конце концов Мурин обращается к Ярославу Ильичу, начальнику местной полицейской части, и просит его, чтобы он помог ему избавиться от жильца. Ярослав Ильич оказывается давнишним приятелем Ордынова. Тот прислушивается к увещеваниям своего знакомого, съезжает с квартиры и поселяется у одного немца, у которого он хотел снять комнату еще до встречи с Муриным и его женой.
См. Цитаты из повести «Хозяйка»