Феклуша поддерживает миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни, но её слова слащавы и лживы.
Странничество — особый образ жизни православного человека. Странники шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на храмы, искали смысл жизни и т. п. Они питались подаянием, ночевали, где удавалось, не имели имущества. Православный человек считал себя обязанным при любых обстоятельствах оказать помощь страннику. Также было принято оставлять странников на ночь, чтобы расспросить об увиденном. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот населения, всегда помогавшего странникам.
Имя Феклуши стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.
Персонаж присутствует в I–III действиях пьесы.
Кабаниха и Феклуша.
Иллюстрация С. В. Герасимова.
Характеристика
Феклуша является странницей — то есть, православной женщиной которая ходит по земле в духовных поисках. Оказавшись в городе Калинов, где происходит действие пьесы, Феклуша ходит в поисках подаяния «на бедность» «по купечеству», то есть по домам состоятельных людей:
«Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!»
— Действие 2, Явление 1.
— Действие 2, Явление 1.
В далеких краях она не была «по своей немощи», но слышала много историй, которыми охотно делится:
Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила?
Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала.
— Действие 2, Явление 1.
Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала.
— Действие 2, Явление 1.
Судя по всему, она, вместе с еще одной странницей, проживает в доме богатой купчихи Кабановой. Но Феклуша наговаривает на женщину называя ее убогой, что вызывает у служанки Глаши сомнения в праведности собеседницы.
Феклуша. …А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.
Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь.
— Действие 2, Явление 1.
Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь.
— Действие 2, Явление 1.
Сама Феклуша называет себя «странной» и говорит, что у таких людей, из-за их праведной жизни, больше «врагов», которые их смущают, чем у простых людей, и всех этих врагов надобно побороть. Под «врагами» она имеет в виду нечистую силу:
«Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая девушка!»
— Действие 2, Явление 1.
— Действие 2, Явление 1.
Феклуша не считает себя вздорной, конфликтной женщиной. Она признает за собой только один грех — любит вкусно поесть.
«Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает.»
— Действие 2, Явление 1.
— Действие 2, Явление 1.
Видя щедрость Кабанихи по отношению к нищим, Феклуша ведет с ней лестные беседы. В отличие от остальных героев пьесы, странница называет купчиху не Кабанихой, а «матушкой Марфой Игнатьевной».
«Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!»
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Судя по всему, Феклуша намеренно льстит Кабанихе, чтобы та и дальше хорошо ее принимала и кормила. Она называет злую Кабаниху добродетельным человеком и говорит, что в их городе такой рай и тишина, потому что многие люди и в частности Кабаниха «украшены добродетелями».
«Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно.»
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Феклуша в сюжете пьесы
Действие I
Феклуша появляется в пьесе сразу после монолога Кулигина, обличающем городскую знать. Идя по улице с некой женщиной она нахваливает город Калинов, и в частности его купечество, начав свою речь с неправильно произнесенного слова «благолепие». Особое внимание она уделяет дому купчихи Кабановой.
«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.»
— Действие 1, Явление 3.
— Действие 1, Явление 3.
Действие II. Разговор с Глашей
Перед отъездом Тихона, Феклуша приходит в дом Кабановых и расспрашивает служанку Глашу об обстановке в доме.
Феклуша советует Глаше присматривать за «убогой», чтобы не стянула чего-то, то есть не украла. Глаша отвечает, что Феклуша и другие странники клевещут («клеплют») друг на друга и ссорятся вместо того, чтобы жить мирно.
Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!
Молчание.
А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.
Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь.
— Действие 2, Явление 1.
Молчание.
А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.
Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете, что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь; греха-то вы не боитесь.
— Действие 2, Явление 1.
Разговорившись со служанкой, Феклуша сначала похвалялась своей праведностью, потом начала рассказывать нелепые выдумки о дальних странах, в которых сама никогда не была: о несправедливых султанах и людях с пёсьими головами.
Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.
Глаша. Отчего ж так, с песьими?
Феклуша. За неверность.
— Действие 2, Явление 1.
Глаша. Отчего ж так, с песьими?
Феклуша. За неверность.
— Действие 2, Явление 1.
Глаша безоговорочно верила безумным россказням странницы.
Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.
— Действие 2, Явление 1.
— Действие 2, Явление 1.
Удивив служанку своими россказнями, Феклуша пошла собирать подаяния по купеческим домам.
Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!
— Действие 2, Явление 1.
— Действие 2, Явление 1.
Разговор Феклуши и Глаши
Иллюстрация С. В. Герасимова.
Действие III. Разговор с Кабанихой
Сидя на скамейке перед домом Феклуша беседует с Кабанихой о моральных устоях. Вторя убеждениям Кабанихи о том, что мир на стариках держится, Феклуша произносит лестные для хозяйки дома речи. По ее мнению, дом Кабанихи — это последний «рай» на земле, ведь у остальных настоящий «содом».
Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
В числе прочего, странница рассказывает о появившихся в Москве паровозах. По ее мнению это запряженный огненный змей, но «другие от суеты не видят ничего». Кабаниха охотно верит ее рассказам.
Феклуша. …а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет; стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости.
Кабанова. Слышала я, милая.
Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Кабанова. Слышала я, милая.
Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Нахваливая Калинов за размеренную жизнь Феклуша рассказывает, якобы в Москве ей привиделся сам дьявол и тогда она поняла, что суета — это от нечистого:
Феклуша. …А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыпет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыпет, а народ днем в суете-то в своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.
Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чего дивиться!
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чего дивиться!
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Плевелы — сорная трава, растущая в хлебах: по религиозным. сказаниям, плевелы сеял дьявол, то есть разбрасывал среди людей разные соблазны, грехи, преступления и т. д
В конце-концов, женщины приходят к выводу, что мир доживает «последние времена».
Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Кабанова. Может, и доживем.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Кабанова. Может, и доживем.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 1.
Разговор прерывает купец Дикой, пришедший излить душу. Кабаниха отправляет Феклушу в дом накрыть на стол.
Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.
Феклуша уходит.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 2.
Феклуша уходит.
— Действие 3, Сцена 1, Явление 2.
В дальнейших действиях пьесы Феклуша отсутствует.
Значение образа
Небольшая по объему текста роль Феклуши стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а некоторые реплики Феклуши вошли в обиходную речь. Феклуша не участвует в действии, не связана непосредственно с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно.
Во-первых (и это традиционно для Островского), она — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.
Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.
Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом Кабанихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие!», Феклуша особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
Разговор начинается с утверждения Феклуши, что настают «последние времена». Примета этого — повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью. Паровоз Феклуша называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости:
«другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат».
Наконец, она сообщает, что и «время в умаление приходит» и за наши грехи «все короче и короче делается». Апокалипсические рассуждения странницы сочувственно слушает Кабанова, из реплики которой, завершающей сцену, становится ясно, что она осознает надвигающуюся гибель своего мира.