Кличку пса иногда пишут в два слова — Туз Бубен. Но в тексте романа Тузбубен пишется в одно слово.
Тузбубен.
Иллюстраторы: Александр и Валерий Трауготы
Роль в романе
После исчезновения руководителей театра «Варьете» и скандального сеанса черной магии, в здание театра является полиция в сопровождении знаменитого служебного пса по кличке Тузбубен. В кабинете финдеректора Римского, на которого напал вампиры Варенуха и Гелла, пес чувствует присутствие темных сил:
«Рыдающую мадам Римскую, сколько можно успокоив, отправили домой и более всего заинтересовались рассказом уборщицы о том, в каком виде был найден кабинет финдиректора. Служащих попросили отправиться по своим местам и заняться делом, и через короткое время в здании Варьете появилось следствие в сопровождении остроухой, мускулистой, цвета папиросного пепла собаки с чрезвычайно умными глазами. Среди служащих Варьете тотчас разнеслось шушуканье о том, что пес — не кто другой, как знаменитый Тузбубен. И точно, это был он. Поведение его изумило всех. Лишь только Тузбубен вбежал в кабинет финдиректора, он зарычал, оскалив чудовищные желтоватые клыки, затем лег на брюхо и с каким-то выражением тоски и в то же время ярости в глазах пополз к разбитому окну. Преодолев свой страх, он вдруг вскочил на подоконник и, задрав острую морду вверх, дико и злобно завыл. Он не хотел уходить с окна, рычал, и вздрагивал, и порывался спрыгнуть вниз.
Пса вывели из кабинета и пустили его в вестибюль, оттуда он вышел через парадный вход на улицу и привел следовавших за ним к таксомоторной стоянке. Возле нее он след, по которому шел, потерял. После этого Тузабубен увезли.»
— Глава 17
Пса вывели из кабинета и пустили его в вестибюль, оттуда он вышел через парадный вход на улицу и привел следовавших за ним к таксомоторной стоянке. Возле нее он след, по которому шел, потерял. После этого Тузабубен увезли.»
— Глава 17
Странное поведение Тузабубен помогло следователям сопоставить факты и разыскать финдиректора:
«Надо отдать справедливость тому, кто возглавлял следствие. Пропавшего Римского разыскали с изумляющей быстротой. Стоило только сопоставить поведение Тузабубен у таксомоторной стоянки возле кинематографа с некоторыми датами времени, вроде того, когда кончился сеанс и когда именно мог исчезнуть Римский, чтобы немедленно дать телеграмму в Ленинград. Через час пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы „Астория“…»
— Глава 27
— Глава 27
В черновом варианте пёс Тузбубен, идя по следу запаха из мужской уборной «Варьете», приводит к туалету, где обнаруживаются червонцы. Когда их извлекут из вентиляции червонцы оказываются газетной бумагой. Сцена с туалетом, ценностями и их превращение в простую бумагу позднее перенесено в эпизод с обыском в квартире Никанора Ивановича Босого.
Происхождение персонажа
Тузбубен, то есть бубновый туз, отсылка к кличке знаменитой дореволюционной полицейской собаки породы доберман Треф. Треф — распространённая до революции кличка полицейских собак (трефа — казённая масть), а бубновый туз означает противоположное — осуждённый уголовник.
Доберман Треф
Булгакову была известна поэма Александра Блока «Двенадцать», где патрульный отряд из 12 революционеров характеризуется так:
«В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!»
— А. А. Блок, «Двенадцать»
— А. А. Блок, «Двенадцать»
Литературный критик Борис Соколов приводил сопоставление Тузбубена и Трефа как один из аргументов отождествления Ленина и Воланда.
В статье «Ленин в подполье» (газета «Правда» от 6–7 ноября 1921 года, вырезка была найдена в архиве Булгакова) рассказывается о побеге Владимира Ильича и Григория Зиновьева в Финляндию летом 1917 года и его поисках контрразведкой, полицией с ищейкой Треф и тысячами обывателями.