Литературоведы находят в романе три мира:
- Мифологический, исторический. В нем происходят важнейшие исторические события, такие как разговор Иешуа с Понтием Пилатом, последующий суд и распятие. На ершалаимских страницах автор затрагивает проблемы добра и зла, свободы человеческого выбора, нравственной ответственности.
- Сатирический, описывающий Москву 20 — 30 годов 20 в. В центре — судьба Мастера, непризнанного таланта, гонимого обществом.
- Мистический, где действуют Воланд и его свита. Эти страницы показывают несовершенство человеческой природы. Фантастические персонажи служат для уравновешивания добра и зла, осуществления суда над человеческими пороками.
Каждому из миров соответствует свой стиль повествования и шкала времени, но все их объединяет фигура Воланда, неизменно присутствующая в каждом из трех миров.
ПЕРВЫЙ МИР — МОСКОВСКИЙ
С изображения этого мира начинается роман. Это современный Булгакову мир 20 — 30 годов 20-го века. Здесь живут и действуют занятые сиюминутными житейскими проблемами люди. Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его «тайной женой и музой». Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания.
«Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи, автомобили…»
— Мастер и Маргарита. Глава 12
— Мастер и Маргарита. Глава 12
Во времена Булгакова господствовала точка зрения, согласно которой изменение социального устройства общества повлечет за собой изменение души человека. Воланд для того и прибывает в Москву, чтобы проверить правильность этой социальной гипотезы, от истинности которой зависело будущее всего человечества.
ВТОРОЙ МИР — ЕРШАЛАИМСКИЙ
Кроме Воланда есть ещё одно связующее звено между тремя мирами романа — это образ Мастера, автора романа об Иешуа. Все эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах, то есть на страницах романа Мастера. Они своеобразный идейный центр романа.
Тема романа Мастера — реальное историческое событие, происшедшее в Ершалаиме «четырнадцатого числа весеннего месяца нисана» в правление «пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата». Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером, — фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.
Никаких элементов вымысла, никакой фантастики, чертовщины, мистики не позволяет себе автор внести в повествование о событиях, развернувшихся во всемирно-историческую трагедию. При описании этих трагических событий автор не позволяет себе и тени комизма, гротеска, сатиры, фарса, персонажи ведут себя соответственно значительности события, текст документален.
С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы.
ТРЕТИЙ МИР — МИСТИЧЕСКИЙ
Мистика в романе играет вполне реалистическую роль и может служить примером противоречий действительности. Возглавляет потусторонний мир Воланд. Он является дьяволом, сатаной, «князем тьмы», «духом зла и повелителем теней». Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» обнажает перед нами людские пороки.
Воланд появляется в Москве с определенной целью — его интересует, изменились ли горожане внутренне. Наблюдая за публикой в Варьете, «профессор черной магии» склоняется к мысли, что по сути ничего не изменилось. Нечистая сила предстает перед
нами как злая человеческая воля, являясь орудием наказания, верша козни с подачи людей.
«Ну что же они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
— Мастер и Маргарита. Глава 12
— Мастер и Маргарита. Глава 12
Еще одним персонажем связывающим три мира романа является Барон Майгель — шпион московской «Зрелищной комиссии», которого Воланд публично разоблачает. Житель московского мира, оказавшийся на балу сатаны. Его убийство является ритуалом, повторяющим убийство предателя из ершалаимских глав — Иуды из Кириафа. Воланд практически прямо говорит Маргарите, что кровь Майгеля, это и есть кровь Иуды.
«Он быстро приблизился к Маргарите, поднес ей чашу и повелительно сказал:
— Пей!
У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи — она не разобрала, шепнули в оба уха:
— Не бойтесь, королева… Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья.»
— Мастер и Маргарита. Глава 23
— Пей!
У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи — она не разобрала, шепнули в оба уха:
— Не бойтесь, королева… Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья.»
— Мастер и Маргарита. Глава 23