Три «Демона» Врубеля

В 1891-м году, к 50-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова (1814 — 1841), было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечено 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Михаил Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике, но уже давно работал над своим «Демоном».

Помимо иллюстраций, вдохновленный поэмой Лермонтова «Демон», Врубель написал картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902).

См. Иллюстрации Врубеля к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова

«Демон сидящий» (1890)


Демон сидящий. 1890
Демон сидящий. 1890. Холст, Масло. 114 × 211 см
Третьяковская галерея, Москва

«Демон сидящий» — одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.

Примечательно, что у Демона нет крыльев, но их силуэт очерчен цветами-камнями. Таким образом художник подчеркнул малозаметную несогласовку в поэме Лермонтова: Демон бесплотен, но в тоже время имеет крылья которыми «рассекает воздух».

Сам Врубель, в письме своей сестре Екатерине, описывал свою работу следующим образом:

«Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Серов вспоминал, как Врубель прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры.

Над «Демоном сидящим» Врубель работал в Москве, в доме предпринимателя-мецената Саввы Мамонтова. Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля.

Вся картина похожа на один огромный драгоценный камень, переливающийся тысячами граней. Такой эффект возникает благодаря особой технике, которую применял художник: он наносил краску мастихином плоскими, широкими и короткими мазками. Сестра Врубеля вспоминала, что он увлекся красотой кристаллов еще во время обучения в гимназии, где выращивал их на занятиях по естествознанию.

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее.

«Демон сидящий», 1890. Эскиз картины
«Демон сидящий», 1890. Эскиз картины

Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее.


«Демон летящий» (1899)


В 1899 году Врубель пишет «Демона летящего», но картина так и не была закончена по неизвестной причине. Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле.

Демон летящий. 1899
«Демон летящий» (1899) Холст, масло. 138,5 × 430,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На картине изображён демон, летящий над Кавказом. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река (предположительно — Терек). Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем. Ничего в персонаже не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль.

Фрагмент картины «Демон летящий», 1899 год
Фрагмент картины «Демон летящий», 1899 год


«Демон поверженный» (1901—1902)


В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество.

Демон поверженный
Демон поверженный. 1902. Холст, Масло. 139 × 387 см
Третьяковская галерея, Москва

Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

В 1902 году картина принимает участие в выставке художественного объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Врубель был буквально одержим полотном и каждое утро, пока было мало посетителей, он приходил переписывать его, стирая одни краски и накладывая другие, подправляя задний план и позу своего героя.

Демон поверженный (1901)
Демон поверженный. 1901. Эскиз

Врубель к тому времени уже был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях.

2021 © TheOcrat Quotes (Теократ) - мудрость человечества в лаконичных цитатах и афоризмах
Использование материалов сайта допускается при указании ссылки на источник.
Цитаты