«Цель оправдывает средства»
На латыни: «Finis sanctiflcat media» итал. Il fine giustifica i mezziИнформация о цитате:
Крылатая фраза, которую приписывают итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли (1469 — 1527), поскольку ссхожие идеи, он высказывал в сочинении «Государь» (Il Principe) (1532 — 1533). Однако именно такая фраза не встречается ни в «Государе», ни в других произведениях Маквелли.Фразу «цель оправдывает средства» ему стали приписывать благодаря книге «История итальянской литературы» (1870-1871) итальянского философа Франческо де Санктиса, по которой учились студенты. Де Санктис привел эту фразу говоря о необоснованной критике Маквелли и искажении его мыслей, но в итоге, читатели запомнили лишь эту афористичную фразу:
«Есть небольшая книга Макиавелли, переведенная на все языки, «Государь», которая отбросла в тень другие его произведения. Автор был оценен по этой книге, и эта книга была оценена не по ее логической и научной ценности, а по ее моральной ценности. И они обнаружили, что эта книга является кодексом тирании, основанным на гнусной максиме, согласно которой цель оправдывает средства, а успех превозносит работу. И они назвали это учение Макиавеллизм.»
— Франческо де Санктис, «Storia della letteratura italiana»
— Франческо де Санктис, «Storia della letteratura italiana»
Некоторые источники приписывают эту фразу Наполеону Бонапарту, сказавшему ее после прочтения произведения Макиавелли.
О чем на самом деле писал Маквелли
На самом деле фраза отражает мнение высказонное Маквелли лишь частично - он говорил «Si guarda al fine», то есть «нужно учитывать конечный результат», что означает, что «цель не всегда оправдывает средства».
При этом нельзя забывать о том, что Маквелли исходил из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишённый угрызения совести, государь во главе единой страны, чем враждующие мелкие правители. В «Государе» он поддержал единоличную власть государя, наделённого доблестью и великодушного. Только такой правитель, по мнению Макиавелли, сможет восстановить разрозненную и разоренную Италию с помощью всех возможных, даже предосудительных, средств.
Провозглашаемые им жесткие принципы поведения государя необходимы для объединения Италии, долгие годы расчлененной на множество враждующих государств. Мораль Макиавелли предполагает самоопределение граждан в отношении долга перед собой и своим политическим сообществом для предотвращения смут и кровопролитий в государстве.
Другими словами, Маквелли предлагал, взвесив все за и против, выбрать меньшее из зол, рад спасения своей страны.
Другие авторы
Но, согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать основателю ордена иезуитов Игнатию де Лойоле, но он говорил только о спасении души:
«Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства»
— Игнатий де Лойоле (1491 — 1556)
— Игнатий де Лойоле (1491 — 1556)
Кроме того утверждается, что эта фраза (лат. Finis sanctificat media) иезуитского казуистика Антонио Эскобар-и-Мендоза (1589—1669) вошла в книгу «Книга нравственного богословия» (лат. Liber theologiae moralis, 1644 г.). Также данное выражение встречается у ряда других авторов.
Французский математик и философ Блез Паскаль разоблачая казуистику иезуитов, вложил похожие слова в уста иезуита:
«Мы исправляем порочность средств чистотою цели.»
— Блез Паскаль, «Письма к провинциалу» (1656—1657)
— Блез Паскаль, «Письма к провинциалу» (1656—1657)
Английский философ-материалист Томас Гоббс:
«Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя.»
— Томас Гоббс, «О гражданине» (1642)
— Томас Гоббс, «О гражданине» (1642)
Немецкий богослов Герман Бузенбаум:
«Кому дозволена цель, тому дозволены и средства.»
— Герман Бузенбаум, «Основы морального богословия» (1645)
— Герман Бузенбаум, «Основы морального богословия» (1645)